+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Централизованная бухгалтерия: структура, функции. Главный бухгалтер

Содержание

Как организовать работу централизованной бухгалтерии

Централизованная бухгалтерия: структура, функции. Главный бухгалтер

О чем пойдет речь: затраты на содержание бухгалтерии в последнее время заметно выросли. Главным образом из-за того, что ее работу приходится автоматизировать.

Немало средств уходит на компьютеры, программное обеспечение, услуги программистов и консультантов, абонентскую плату за обновление программ и доступ к справочным системам.

Один из способов оптимизировать расходы – укрупнение и централизация бухгалтерий.

Татьяна ФИСЕНКО, главный бухгалтер МУ «Централизованная бухгалтерия»

Определите, нужна ли централизация

Напомню, что основная цель создания централизованных бухгалтерий – повысить эффективность использования бюджетных средств. Как правило, учреждению удается сократить расходы по следующим направлениям:

  • программное обеспечение;
  • компьютерная техника;
  • затраты на материальные ценности. Например, уменьшается объем выводимых на бумагу регистров учета;
  • оплата труда сотрудников. При централизации общий штат бухгалтерской службы на практике сокращается.

Совет
Закон не запрещает централизованной бухгалтерии вести учет по договору аутсорсинга с учреждениями, подведомственными стороннему ГРБС или другого уровня бюджета

В то же время качество работы улучшается за счет того, что можно быстрее получить своевременную и достоверную информацию о состоянии расчетов и учета. Для образовательного учреждения централизация учета облегчает свод периодической и годовой отчетности.

Она также обеспечивает оптимальные условия для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений, подведомственных одному распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств (ГРБС).

Полномочия по ведению учета целесообразно передать, если:

  • несколько учреждений заняты в одной сфере деятельности;
  • в каждом из этих учреждений объем работ по ведению учета невелик.

В таком случае создают внутриведомственную централизованную бухгалтерию. Гораздо реже встречается межведомственная централизация учета. Она характерна, например, для муниципальных образований. Они формируют централизованные бухгалтерии для ведения бюджетного учета учреждений всего района независимо от сферы деятельности.

Проверьте законность передачи бухгалтерских функций

Важно запомнить!
Централизованной бухгалтерии можно передать лишь полномочия в области ведения бюджетного (налогового) учета и составления отчетности. Все управленческие функции обслуживаемое учреждение обязано выполнять самостоятельно

В статье 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г.

№ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» сказано, что руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

А в пункте 5 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, есть уточнение: договор заключают с другим учреждением или организацией (централизованной бухгалтерией).

Централизованная бухгалтерия обычно представляет собой самостоятельное юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме учреждения и действующее на основании устава, утвержденного учредителем. У такой организации есть круглая печать и штампы с ее наименованием, лицевой счет в финансовом органе, имущество, закрепленное на праве оперативного управления.

На заметку

На что обратить внимание, выбирая программное обеспечение При централизации бухгалтерии применяют программное обеспечение, которое позволяет: – обеспечить учет в одной информационной базе по нескольким учреждениям, не снижая быстродействия программы; – своевременно обеспечить вышестоящее руководство и внешних пользователей оперативной и достаточной бухгалтерской и экономической информацией; – рационально организовать документооборот между учреждениями и ГРБС; – свести полученную информацию по разным учреждениям в единый отчет;

– получить контрольные соотношения для проверки отчетных данных.

Решение о создании централизованной бухгалтерии принимает орган государственной власти или местного самоуправления (учредитель). Для передачи полномочий по ведению учета заключают специальный договор (соглашение). В нем фиксируют права и обязанности каждой стороны.

При безвозмездном договоре централизованную бухгалтерию финансирует учредитель в рамках утвержденной бюджетной сметы.

На заметку

Передача права первой подписи может вызвать вопросы
Для передачи права первой подписи директору централизованной бухгалтерии руководитель обслуживаемого учреждения может выдать доверенность, составленную в простой форме (ст. 185 Гражданского кодекса РФ).

Однако учтите следующее: хотя доверенность и предусмотрена гражданским законодательством, очень многие проверяющие настаивают на том, что в финансовых документах должна стоять подпись руководителя обслуживаемого учреждения, а не директора централизованной бухгалтерии.

На законодательном уровне данный вопрос четко не урегулирован.

Полномочия образованного центра бухгалтерского учета и выполняемые им функции зависят от объема задач, экономической целесообразности и финансовых возможностей сторон.

Распределите обязанности по учету

Совет
Оформите с работниками централизованной бухгалтерии трудовые договоры. Разработайте для них штатное расписание, должностные инструкции, положения об оплате труда и другие локальные нормативные акты

При полной централизации ведения учета и составления отчетности в штатном расписании обслуживаемого учреждения не предусматривают должность бухгалтера. Соответственно, бухгалтерская служба не нужна. Но ведь бухгалтерский учет централизованная бухгалтерия может осуществлять и частично. Рассмотрим каждый из вариантов.

При частичной централизации учетных функций в штатном расписании обслуживаемого учреждения сохраняют должность бухгалтера. В данном случае нужно четко разделить обязанности собственного специалиста (службы) и централизованной бухгалтерии. Нередко функции бухгалтера учреждения оказываются ограниченными. Например, он принимает и проверяет «первичку», формирует бухгалтерские регистры.

А остальная работа по ведению учета и составлению отчетности ложится на сотрудников централизованной бухгалтерии. Если же собственный специалист учреждения ведет полноценный учет, то тогда обязанность централизованной бухгалтерии – сводить отчетность нескольких учреждений в единые отчеты и сверять контрольные соотношения.

От того как организована работа централизованной бухгалтерии, зависят непосредственные обязанности ее сотрудников.
Если квалификация бухгалтеров достаточно высока, каждого из них можно назначить ответственным за ведение учета одного или нескольких учреждений в полном объеме.

Они будут не только работать с документацией, но составлять итоговую бухгалтерскую, статистическую и налоговую отчетность. Однако на практике чаще применяют иную структуру: обязанности сотрудников разграничивают в соответствии с областями учета.

Важно запомнить!
Оценка деятельности централизованной бухгалтерии характеризуется качеством работ по ведению учета и составлению отчетности

Помимо ведения учета централизованная бухгалтерия может:

  • осуществлять внутренний и ведомственный финансовый контроль;
  • консультировать руководителей обслуживаемых учреждений по вопросам документирования, налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности;
  • проводить инструктаж материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности нефинансовых активов, находящихся в учреждениях;
  • анализировать результаты деятельности подведомственных учреждений;
  • формировать полную и достоверную информацию о деятельности обслуживаемых учреждений.

Шпаргалка

Пример структуры централизованной бухгалтерии Структуру можно выстроить в соответствии с функциями сотрудников: – руководство бухгалтерии; – планово-экономический отдел; – группа расчетов с поставщиками и подрядчиками; – группа по учету объектов основных средств, нематериальных и непроизведенных активов; – группа расчетов по оплате труда; – группа по учету материальных ценностей; – группа по калькуляции продуктов питания; – контрольно-ревизионная служба; – кассир; – делопроизводитель;

– административно-хозяйственный отдел (в том числе кладовщик).

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/101873-kak-organizovat-rabotu-tsentralizovannoy-buhgalterii

Организационная структура бухгалтерии

Централизованная бухгалтерия: структура, функции. Главный бухгалтер

На основании требований статьи № 6 Федерального закона от 6 декабря 2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все производственные и непроизводственные организации, которые осуществляют свою финансовую деятельность в Российской Федерации, обязаны организовать и вести бухгалтерский учет на своем предприятии.

Федеральный закон № 402-ФЗ возлагает ответственность за правильную организацию бухгалтерского учета на непосредственного руководителя предприятия.

В зависимости от величины производственных или непроизводственных мощностей и количества объектов бухучета руководитель имеет право:

  • самолично заниматься вопросами бухгалтерского дела и его ведением без делегирования полномочий на своих сотрудников;
  • утвердить штатную должность бухгалтера, для которого разрабатывается соответствующая должностная инструкция и на которого будут возложены соответствующие обязанности;
  • организовать службу, на которую будут возложены обязанности бухучета, назначить ее руководителя и определить штатный состав вновь организованной структуры (бухгалтерская служба с непосредственным руководителем может быть создана в том случае, если в штате предприятия трудятся два или более бухгалтера);
  • воспользоваться услугами сторонней специализированной компании в рамках заключенного договора (если не предусмотрены должности в собственной бухгалтерии) — то есть передать все или на свое усмотрение права на ведение бухучета.

Цели организации бухучета

Организация учетной системы на предприятии должна быть выполнена таким образом, чтобы имелась возможность для реализации следующих целей:

  • сбор, формирование и своевременное изменение информации об объектах бухучета, необходимой для внутреннего пользования руководителями и работниками предприятия, в том числе и для предоставления ее по требованию вышестоящего руководства или компетентных органов (налоговой инспекции, например);
  • контроль за движением объектов бухучета и достоверное информирование в виде отчетности по требованию;
  • стабилизация финансовой деятельности предприятия, стремление к положительной динамике, уведомление руководства об отрицательных результатах производственной или непроизводственной деятельности;
  • контроль соответствия налоговой и иной деятельности предприятия законодательству Российской Федерации.

Виды бухучета

Бухгалтерский учет на предприятии может быть двух видов:

  • финансовый — функции бухгалтерии при таком виде бухгалтерского учета — это расчеты с клиентами и другими заинтересованными лицами, ведение всех видов отчетности, формирование информации об активах организации и предполагаемой прибыли, разработка финансового положения предприятия. Такой вид бухучета считается внешнеорганизационным и контролируется государством.
  • управленческий — функции бухгалтерии при такой организации — это оценка финансовой деятельности организации, контроль за движением ТМЦ, учет всех видов активов. Такой вид внутриорганизационной бухгалтерии государством не контролируется и необходим для нормального функционирования производственной или непроизводственной деятельности.

Положение о бухгалтерской службе

Положение о бухгалтерии это внутренний документ организации — образец работы всей бухгалтерской службы.

Положение о бухучете — это унифицированный вид документа, который включает следующие функциональные разделы:

Положение начинается с описания установленной на предприятии системы учета, структуры устройства бухучета. Также положение в обязательном порядке включает нормативные акты, которыми предприятие руководствуется в своей работе и прочее.

В разделе перечисляются все цели работы, обязанности службы и предполагаемые ее результаты.

Раздел раскрывает возлагаемые на бухгалтерскую службу функциональные обязанности, на основании которых должны быть разработаны должностные инструкции входящих в службу штатных специалистов.

  • Должностные права и обязанности главного бухгалтера (его заместителей)

В раздел входит должностная инструкция главного бухгалтера, и может также включаться должностная инструкция его заместителей (при их наличии). Здесь перечисляются все обязанности руководящих работников по установлению на предприятии соответствующего нормативным требованиям действующего законодательства режима бухучета.

  • Взаимоотношения, служебные связи

Положение включает в себя и другие внутренние службы организации, с которыми контактирует бухгалтерская служба, обязанности по отношению к ним и протоколы взаимодействия по основным вопросам.

  • Организационные моменты работы

В раздел входит режим трудового распорядка бухгалтерии.
[goo_mid]

Положение является основным документом, на основании которого строится все работа специалистов бухучета на предприятии.

Утверждается положение только руководителем организации и вводится в действие его приказом. На усмотрение руководства остается и содержание разделов, и их наименование, но основная информация, изложенная выше, в тексте должна присутствовать обязательно.

Структура бухгалтерской службы

Просто ввести в штатное расписание должности главного бухгалтера и специалистов недостаточно, нужно продумать схематичную модель бухгалтерской службы.

Организационная структура хозяйственной бухгалтерии может осуществляться по нескольким схемам:

  • Линейно организованная структура бухгалтерии

Данная структура является самой простой и используется в небольших организациях. Суть ее заключается в назначении главного бухгалтера, под руководство которому вводятся штатные должности в линейной бухгалтерии(иерархия).

  • Вертикально организованная структура бухгалтерии

Вертикальная схема организации бухгалтерского учета представляет собой усложненную модель иерархии, которая может быть представлена следующим образом:

— Главный бухгалтер — руководитель всего подразделения

— Заместители главного бухгалтера, в подчинении которых находятся организованные секторы

— Старшие бухгалтеры, также имеющие в подчинении работников секторов, занимающих различные должности в вертикальной бухгалтерии (старшие бухгалтеры могут находиться в подчинении как у руководителя подразделения, так у его заместителей — в зависимости от важности решаемых задач).

Такая схема устройства бухгалтерии, которую также называют и линейно-штабной, позволяет выделить специальные секторы или отделы следующего функционала:

— расчетный сектор (отдел) — должностная инструкция работников сектора (отдела) обязывает их вести все виды расчетов как внутри организации, так и с внешними компетентными органами;

— материальный сектор (отдел) — должностная инструкция бухгалтера этого сектора (отдела) вменяет в его обязанности учет ТМЦ и слежение за их движением;

— кассовый сектор (отдел) — должностная инструкция кассира предполагает выполнение им кассовых операций и различных операций с банковскими счетами;

— производственный сектор (отдел) — должностная инструкция бухгалтера отдела включает в себя калькуляцию всех видов расходов на создание выпускаемой продукции (предоставляемых услуг) и расчет ее себестоимости;

— отдел (сектор) по учету за изготовленной и реализованной продукцией — должностная инструкция бухгалтера обязывает его вести учет уже изготовленной продукции, хранящейся на складах организации, а также учет ее реализации;

— отдел (сектор) налогового учета — должностная инструкция бухгалтера по налогообложению предписывает выполнение всех видов налоговых процедур;

— общефинансовый сектор (отдел) — должностная инструкция бухгалтера этого сектора может включать различные вопросы, отражение которых не нашло места в других отделах, в том числе и ведение различного рода статистической отчетности.

Перечисленные виды отделов и секторов могут дополняться в зависимости от размера предприятия на усмотрение ее руководителя и не являются единственно возможными. Данная схема устройства бухучета на предприятии также носит название линейно-штабной.

  • Функционально организованная структура бухгалтерии

Такая организационная структура хозяйственной бухгалтерии предполагает создание взаимозависимых участков работы, от совместной деятельности которых будет зависеть итоговый результат работы каждого из секторов (отделов). Функциональная схема предполагает делегирование прав главного бухгалтера на руководителей групп взаимозависимых структурных единиц.

Такая структура бухгалтерии встречается в очень крупных холдингах, где бухучет выведен практически в обособленное подразделение.

Источник: http://CleverBuh.ru/organizaciya-ucheta/organizacionnaya-struktura-buxgalterii/

Централизованная бухгалтерия: организационная структура, принцип работы

Централизованная бухгалтерия: структура, функции. Главный бухгалтер

В соответствии с действующим законодательством, руководитель бюджетного предприятия имеет право выбрать метод ведения учета, в том числе путем передачи этой функции централизованной бухгалтерии. Основными нормативными актами, регламентирующими эту деятельность, выступают НК, БК и ФЗ №129. Рассмотрим далее, как централизовать бухгалтерию.

Нормативная база

В ст. 162 БК установлено, что в полномочия получателя средств бюджета входит самостоятельное ведение отчетности либо передача этой деятельности в отделы централизованной бухгалтерии. Данное положение предусматривается и в п. 2 ст. 6 ФЗ №129.

В норме сказано, что руководители могут осуществить передачу полномочий на договорных началах. По п. 5 ст. 321.1 НК отчетность ведет централизованная бухгалтерия, если бюджетное предприятие осуществляет коммерческую деятельность. Она также заполняет декларацию по налогам.

Документ сдается в подразделение ФНС по адресу расположения бюджетного предприятия.

Необходимо сказать, что действующее в настоящее время законодательство, регламентирующее вопросы ведения отчетности, мало затрагивает работу рассматриваемых институтов.

В связи с этим на практике зачастую возникают сложности, связанные непосредственно с их функционированием и проверками. Централизованная бухгалтерия выступает как специализированное подразделение.

На начальном этапе такие институты формировались при государственных и местных органах – распорядителях бюджетных поступлений. В настоящее время централизованная бухгалтерия – это относительно самостоятельное юрлицо. У нее есть свое имущество, печать, бланки.

Для осуществления своей деятельности подразделение использует специальные программы для бухгалтерского учета (“Бизнес Пак”, “1С: Бухгалтерия бюджетного учреждения” и проч.).

В качестве основных актов, в соответствии с которыми формируется организационная структура бухгалтерии, выступают уставы предприятий, а также распоряжение руководителя исполнительного органа субъекта или МО.

Также издаются локальные документы, которыми регламентируется деятельность рассматриваемых институтов. Их издает сама централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений или бюджетных госпредприятий.

Такими локальными актами выступают:

  1. Распоряжения и приказы руководителя.
  2. Правила трудового распорядка.
  3. Коллективный договор.
  4. Положение о премировании.
  5. Приказ о финансовой политике.
  6. Положение о предоставлении услуг за плату.

Функции

Основной задачей рассматриваемых институтов выступает ведение отчетности по отдельным расходным статьям подразделений, относящихся к тем или иным ведомствам (бюджетное, казенное учреждение). Централизованная бухгалтерия действует с ними на основании договора.

Закрепление ее за отдельными предприятиями относится к полномочиям отраслевых департаментов. Планирование и учет бюджетных расходов, а также средств, полученных при предпринимательской деятельности, производятся в разрезе учреждений. Финансирование затрат осуществляется с единого л/с по сводной смете.

Ее составляет централизованная бухгалтерия. В функции подразделения входит работа по исполнению составленных смет, контроль состояния расчетов, сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств.

Оно следит за экономным и целевым расходованием финансов, обеспечивает своевременность составления годовой и периодической отчетности. Фактически подразделение реализует все основные бухгалтерские услуги на предприятии.

Права руководителей

Начальники подразделений, предоставляющих бухгалтерские услуги бюджетным и прочим ведомственным предприятиям, обладают полномочиями распорядителей средств. При этом руководители:

  1. Подписывают договора поставки.
  2. Получают авансы на хозяйственные и прочие нужды либо разрешают их выдачу своим работникам в установленном в нормах порядке.
  3. Заключают трудовые контракты.
  4. Дают разрешение на оплату расходов из ассигнований, предусмотренных в смете.
  5. Используют по установленным нормам продукты питания, материалы и прочие ценности для удовлетворения нужд предприятия.
  6. Подписывают документацию, выступающую в качестве основания для выдачи денежных средств, товарно-материальных и прочих ценностей, утверждают отчеты по авансовым выплатам, акты списания пришедшего в негодность инвентаря.
  7. Получают необходимые справки и материалы, связанные с исполнением сметы.
  8. Решают иные вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной жизни предприятия.

Классификация подразделений

Исполнительные органы региона либо МО могут устанавливать разные уровни централизации учета для конкретного учреждения. В зависимости от этого определяются конкретные задачи подразделения. Например, при полной централизации в штатных расписаниях не предусматривается должность бухгалтера. Соответственно, не формируются и службы, осуществляются ведение отчетности.

В этом случае подразделение действует относительно обособленно от предприятия. Примером может являться централизованная бухгалтерия детских садов. Первичная документация, касающаяся движения запасов и прочих нефинансовых активов, заполняется сотрудниками, несущими материальную ответственность. Руководители предприятий предоставляют данные по доходам и расходам.

На их основании централизованная бухгалтерия детских садов формирует сметы. Право подписи на заявлениях, касающихся выдачи авансов подотчетными сотрудниками, утверждения отчетности по этим выплатам, удостоверения расчетно-платежных ведомостей по выдаче зарплаты, сохраняется за руководителями ДОУ. Рассмотренная схема централизации в настоящее время считается наиболее популярной.

Она позволяет минимизировать расходы и временные, и денежные.

Частичная передача функций

Эта вторая по популярности схема работы централизованных бухгалтерий. В данном случае часть функций передается подразделению, а часть реализуется на самом предприятии.

К примеру, централизованная бухгалтерия может осуществлять расчеты с подрядчиками и поставщиками, внебюджетными фондами и бюджетом по сборам и налогам. В штатных расписаниях предприятия вводятся соответствующие должности. Лица, их занимающие, реализуют оставшуюся часть функций.

В их обязанности, в частности, включается подготовка не только первичных документов, но и бумаг, выступающих как основание для осуществления расчетов.

К последним, в частности, относятся штатные расписания, расчетно-платежные ведомости, по данным из которых производится списание стоимости материальных запасов, использованных на предприятии, и так далее. Централизованная бухгалтерия в этом случае наделяется контрольными функциями.

Она вправе проверять правильность предоставленной документации, обоснованность применяемых предприятием тарифов и цен, контролировать соблюдение порядка расходования бюджетных и других средств. Централизованная бухгалтерия также осуществляет безналичный расчет, в том числе по соборам и налогам, составляет финансовую отчетность.

В ряде случаев бюджетное учреждение получает максимум полномочий по ведению учета движения средств. Соответственно, в нем предусматривается специальное подразделение с компетентными сотрудниками.

Централизованной бухгалтерии предоставляется право осуществлять учет по расходам, которые производятся по отдельным сметным статьям. Обычно такая ситуация обусловлена характером поставки материальных запасов и других нефинансовых активов.

Используя программы для бухгалтерского учета, предприятия самостоятельно ведут свою отчетность. Данный вариант целесообразно применять для контроля расходования средств бюджета.

Учреждения, в которых предусмотрена собственная бухгалтерия, передают отчетность в отраслевые централизованные подразделения. Они, в свою очередь, формируют сводные документы по области, городу, району.

Проверка договоров

Ревизия правильности ведения учета в бюджетных учреждениях начинается с контроля соблюдения условий соглашений на бухгалтерское обслуживание. В таких договорах обычно оговариваются ключевые моменты деятельности рассматриваемых подразделений.

В частности, в соглашениях прописывается степень централизации, основных функции бухгалтерии, обязанности и права сторон. Из договора ревизор получает основные сведения об объекте контроля. Кроме обязанностей, прав, функций сторон, ревизор проверяет право ставить первую подпись.

Начальник бюджетного предприятия может при заключении договора оставить его за собой только в отношении деятельности, приносящей прибыль, или по всем счетам. Право ставить вторую подпись может предоставляться главному бухгалтеру учреждения или централизованного подразделения.

Это зависит от способа распределения функций между ними.

Финансовая политика

Она выступает в качестве документа для внутреннего использования. Проверяющие в ходе инспекции осуществляют тщательную ревизию учетной политики. Она является практическим руководством для работников финансовых служб предприятия и имеет особое значение для внешних пользователей.

Так, арбитражные суды, принимая решения по спорам, ориентируются на методы учета, выбранные учреждением и закрепленные документально. Государственная финансовая политика реализуется по Инструкции, утвержденной приказом Минфина №148н от 30.12.2008 г. Непосредственный учет в учреждении осуществляется в соответствии с ФЗ №129. В ст.

5 (п. 3) указывается, что предприятия могут самостоятельно формировать финансовую политику, исходя из специфики своей деятельности. Ответственность за составление, ведение, своевременное предоставление достоверных и полных сведений лежит при этом на главном бухгалтере. В случае необходимости в документ вносятся изменения.

Правильность их указания проверяются ревизорами.

Заключение

Особенность работы централизованной бухгалтерии состоит в сложности взаимодействия с большим количеством бюджетных учреждений. В связи с этим для подразделения крайне важно сформулировать порядок этих взаимоотношений. Одним из ключевых актов выступает при этом график документооборота. При несоблюдении его пунктов или в случае его отсутствия в бухгалтерии возникает множество нарушений.

Источник: http://fb.ru/article/258691/tsentralizovannaya-buhgalteriya-organizatsionnaya-struktura-printsip-rabotyi

Централизованная бухгалтерия: сущность, проблемы и альтернатива, Комментарий, разъяснение, статья от 01 апреля 2010 года

Централизованная бухгалтерия: структура, функции. Главный бухгалтер

Бюджетный учет, N 4, 2010М.Р.Губайдуллина, специалист контрольно-ревизионного отделаФинансово-казначейского управления Зеленоградскогоадминистративногоокруга Департамента финансов города Москвы

Действующеезаконодательство возлагает на плечи руководителя бюджетногоучреждения право выбора метода ведения учета, одним из которыхявляется передача функций централизованной бухгалтерии.

В чемпринципиальное отличие данного метода от других? Каковы типичныенарушения, выявляемые контролирующими органами при проверкахцентрализованных бухгалтерий? Какова альтернатива данному методу?На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в даннойстатье.

Косновным нормативно-правовым актам, регламентирующим деятельностьцентрализованных бухгалтерий, относятся Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс и Закон “О бухгалтерском учете”.

Согласно статье162 Бюджетного кодекса одним из полномочий получателя бюджетныхсредств является ведение бюджетного учета либо передача наосновании соглашения этого полномочия иному государственному(муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии).

Согласно пункту 2статьи 6 Закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ “О бухгалтерскомучете” (далее – Закон N 129-ФЗ) руководители организаций могутпередать на договорных началах ведение бухгалтерского учетацентрализованной бухгалтерии.

Согласно пункту 5статьи 321_1 Налогового кодекса в бюджетных учреждениях,занимающихся коммерческой деятельностью, бухгалтерский учет ведетсяцентрализованными бухгалтериями в соответствии с положениямиглавы 25Налогового кодекса.

Декларации по налогу представляютсяцентрализованными бухгалтериями в налоговые органы по местунахождения каждого бюджетного учреждения в порядке, установленномНалоговым кодексом.

Следует обратить вниманиена то, что действующая нормативная база в области организации иведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях вопросы одеятельности централизованных бухгалтерий затрагивает мало.

В связис чем возникают трудности как в работе самих централизованныхбухгалтерий, так и при их проверках.

Напомним, чтоцентрализованные бухгалтерии были созданы как специализированныеструктурные подразделения при органах государственной власти иорганах местного самоуправления, главных распорядителях ираспорядителях бюджетных средств.

В настоящее время большинствоцентрализованных бухгалтерий имеют статус юридических лиц, своюпечать, бланки и имущество. Таким образом, вопрос оцентрализованной бухгалтерии не теряет своей актуальности.

Основными документами,определяющими особенности функционирования централизованныхбухгалтерий, являются нормативно-правовой акт руководителя органаисполнительной власти субъекта РФ или органа местногосамоуправления о создании ГУ “Централизованная бухгалтерия”, атакже уставы этих учреждений.

Кроме того, каждаяцентрализованная бухгалтерия издает локальные акты,регламентирующие ее деятельность:

-приказы и распоряжения руководителя;

-коллективный договор;

-правила внутреннего трудового распорядка;

-положение о премировании;

-положение о предоставлении дополнительных платных услуг;

-приказ об учетной политике.

Основная функцияцентрализованных бухгалтерий – осуществление бухгалтерского учетапо отдельным статьям расходов государственных учреждений,принадлежащих тому или иному ведомству на основании договоров сэтими учреждениями о централизации расходов. Прикреплениегосударственных учреждений к централизованным бухгалтериямнаходится в компетенции отраслевых департаментов.

При этомпланирование и учет расходов бюджета и средств отпредпринимательской деятельности осуществляется в разрезе бюджетныхучреждений, а финансирование расходов из соответствующего бюджетапроизводится с единого лицевого счета по сводной сметецентрализованной бухгалтерии.

Централизованныебухгалтерии осуществляют работу по составлению и исполнению сметрасходов бюджетных учреждений, ведут учет исполнения смет расходови осуществляют систематический контроль за ходом их исполнения, засостоянием расчетов, сохранностью денежных средств итоварно-материальных ценностей, за правильным и экономнымрасходованием бюджетных средств, а также обеспечивают правильное исвоевременное составление периодической и годовой отчетности обисполнении бюджета.

При централизованномучете за руководителями бюджетных учреждений сохраняются правараспорядителей бюджетных средств. При этом они:

-заключают договоры на поставку товаров и оказание услуг;

-получают в установленном порядке авансы на хозяйственные и другиенужды или разрешают выдачу авансов своим сотрудникам;

-заключают трудовые соглашения;

-разрешают оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренныхсметой;

-расходуют в соответствии с установленными нормами материалы,продукты питания и другие материальные ценности на нуждыучреждения;

-подписывают документы, служащие основанием для выдачи денег,товарно-материальных и других ценностей, утверждают авансовыеотчеты подотчетных лиц, акты на списание в установленном порядкепришедшего в ветхость оборудования и инвентаря;

-получают от централизованных бухгалтерий необходимые справки исведения об исполнении сметы, а также разрешают другие вопросы,относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Функции централизованной бухгалтерии

Органами исполнительнойвласти субъекта, органами местного самоуправления может бытьустановлена различная степень централизации бюджетного учета длякаждого конкретного учреждения (рис.1).

Рисунок 1

Взависимости от выбранного способа централизованные бухгалтериивыполняют различные функции. Так, в случае с полной централизациейв обслуживаемых учреждениях должность бухгалтера в штатныхрасписаниях не предусматривается, бухгалтерские службы несоздаются.

Первичные учетные документы по движению материальныхзапасов и других нефинансовых активов исполняются материальноответственными работниками учреждений. Проекты смет доходов ирасходов разрабатываются в централизованной бухгалтерии наосновании данных, представленных руководителями учреждений илиструктурных подразделений.

При этом право подписи заявлений навыдачу авансов подотчетными лицами, право утверждения авансовыхотчетов, право подписи расчетно-платежных ведомостей на выдачузаработной платы сохраняется за руководителями учреждений.

Такаяформа централизации в настоящий момент является одной из самыхпопулярных, так как позволяет максимально минимизировать расходы(как денежные, так и временные) бюджетного учреждения.

Второй по популярностиформой централизации является передача части функций по ведениюбюджетного учета централизованным бухгалтериям.

Например, расчеты споставщиками и подрядчиками по поставке товаров, выполнению работ,оказанию услуг, а также расчеты с бюджетом и внебюджетными фондамипо налогам и сборам.

В данном случае в штатные расписанияучреждений вводятся должности бухгалтеров, в обязанности которыхвходит подготовка не только первичной документации, но ибухгалтерских документов, служащих основанием для производстварасчетов (проектов штатных расписаний, платежно-расчетныхведомостей документов, служащих основанием для списания стоимостииспользованных материальных запасов, и т.п.).

За централизованнойбухгалтерией в этом случае закрепляется право проверки правильностисоставления представленных документов, обоснованности применяемыхцен и тарифов, контроля за соблюдением установленногозаконодательными и нормативными актами порядка использованиябюджетных и иных средств учреждений.

Расчеты в безналичном порядке(включая расчеты с бюджетом по налогам и сборам), а такжесоставление налоговой отчетности производятся централизованнойбухгалтерией.

Внекоторых случаях бюджетным учреждениям предоставлены максимальныеполномочия по ведению бюджетного учета, а централизованныебухгалтерии осуществляют учет лишь в части расходов, производимыхпо отдельным статьям сметы расходов. Как правило, это связано сситуацией, когда некоторые виды материальных запасов или иныхнефинансовых активов поставляются централизованно.

Последний видцентрализации представляет собой ведение бюджетного учетаучреждениями самостоятельно, а составление сводной бухгалтерскойотчетности органами исполнительной власти (органами местногосамоуправления) поручено централизованной бухгалтерии. Такойвариант удобен для упорядочения контроля за расходованием бюджетныхсредств, выделяемых учреждениям. Бюджетные учреждения, имеющие своибухгалтерии, в этом случае передают бухгалтерскую отчетность вотраслевые централизованные бухгалтерии для составления своднойотчетности по району, городу, области.

Основополагающие документы

Проверка правильностиведения бюджетного учета учреждений, заключивших договоры набухгалтерское обслуживание, начинается с проверки соблюдениядоговорных условий. В договорах на обслуживание, как правило,определена степень централизации, основные задачи централизованнойбухгалтерии, права и обязанности сторон. Из этого документа ревизорчерпает основную информацию об объекте проверки.

Кроме функций,прав и обязанностей сторон проверяющих также интересует правопервой подписи. Руководитель бюджетного учреждения, заключаядоговор, может оставить за собой право первой подписи лишь поприносящей доход деятельности или по всем счетам своего учреждения.

Право второй подписи может остаться у главного бухгалтера илибухгалтера централизованной бухгалтерии, ответственного заобслуживание данного учреждения, в зависимости от выбранногоспособа централизации.

Вторым моментом, накоторый обращает внимание ревизор, является учетная политика.

Являясь документом для внутреннего использования и практическимруководством для всех сотрудников бухгалтерии, учетная политикаимеет большое значение и для внешних пользователей. В частности,при принятии решений арбитражные суды ориентируются на способыучета, закрепленные в ней. Четко и грамотно сформированная учетнаяполитика считается показателем высокой бухгалтерскойквалификации.

Государственная учетнаяполитика реализуется через Инструкциюпо бюджетному учету, утвержденную приказом Минфина России от 30 декабря 2008года N 148н (далее – Инструкция N 148н).

Бухгалтерский учет вучреждениях осуществляется также в соответствии с ЗакономN 129-ФЗ.

Пункт 3статьи 5 его гласит, что организации, руководствуясьзаконодательством о бухгалтерском учете, нормативными актамиорганов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируютсвою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и другихособенностей деятельности.

На основании этих положений бюджетныеучреждения при наличии особенности в деятельности могут формироватьсвою учетную политику. При этом ответственность за формированиеучетной политики, ведение бюджетного учета, своевременноепредставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несетглавный бухгалтер учреждения (п.2 ст.7Закона N 129-ФЗ).

При необходимостибюджетные учреждения вносят изменения в учетную политику наосновании статьи 6Закона N 129-ФЗ и статьи313 Налогового кодекса.

При наличии в учреждении учетнойполитики ревизор проверяет в ходе контрольных мероприятийправильность ее составления и утверждения в соответствии сзаконодательством:

-невнесение изменений в учетную политику;

-отсутствие перечня основных средств, на которые не наносятсяинвентарные номера;

-отсутствие рабочего плана счетов и порядка контроля захозяйственными операциями.

Особенностьфункционирования централизованных бухгалтерий заключается всложности взаимодействия с широкой сетью бюджетных учреждений.Именно поэтому для централизованной бухгалтерии крайне важноопределить порядок взаимоотношений с обслуживаемыми учреждениями. Всвязи с этим важным документом является график документооборота,при отсутствии или несоблюдении которого возникает большинствонарушений.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902213858

Ответственность несет централизованная бухгалтерия – Законники

Централизованная бухгалтерия: структура, функции. Главный бухгалтер

Например, при полной централизации в штатных расписаниях не предусматривается должность бухгалтера. Соответственно, не формируются и службы, осуществляются ведение отчетности. В этом случае подразделение действует относительно обособленно от предприятия.

Примером может являться централизованная бухгалтерия детских садов. Первичная документация, касающаяся движения запасов и прочих нефинансовых активов, заполняется сотрудниками, несущими материальную ответственность.

Руководители предприятий предоставляют данные по доходам и расходам. На их основании централизованная бухгалтерия детских садов формирует сметы.

Право подписи на заявлениях, касающихся выдачи авансов подотчетными сотрудниками, утверждения отчетности по этим выплатам, удостоверения расчетно-платежных ведомостей по выдаче зарплаты, сохраняется за руководителями ДОУ.

Важно

Степень централизации учета определяется не обслуживаемой организацией, а главными распорядителями средств и органами местного самоуправления. Как создать централизованную бухгалтерию Создание централизованной бухгалтерии происходит в несколько этапов:

  1. Выбор правовой формы новой структуры.
  2. Регистрация организации.
  3. Определение функционала финансового органа и его организационной структуры.
  4. Составление образца типового договора на оказание бухгалтерских услуг.
  5. Составление штатного расписания и подбор персонала.
  6. Оформление прейскуранта услуг.

Правовая форма централизованной бухгалтерии Единство бухгалтерского учета может быть достигнуто путем выделения структурного подразделения, специализирующегося на учете (бухгалтерском, налоговом, управленческом) и планировании или через создание отдельного юридического лица.

  • Основные понятия бухучета

Бухгалтер – специалист, имеющий экономическое образование, занимающийся ведением бухгалтерского учета на фирме.

В зависимости от специфики деятельности организации, в ее штате может быть один бухгалтер, выполняющий одновременно и роль главного, и несколько, каждый из которых отвечает за ведение достоверного бухгалтерского и налогового учета на конкретном участке, или целые бухгалтерские службы.

Именно благодаря бухгалтеру, предприятие исправно выплачивает заработную плату своим работникам, платит налоги и сборы. Нельзя представить деятельность любого современного предприятия без такого работника, который отвечает за организацию достоверного учета всех фактов хозяйственной деятельности.

Централизованная бухгалтерия учреждений: подробный обзор процесса

В частности, в соглашениях прописывается степень централизации, основных функции бухгалтерии, обязанности и права сторон. Из договора ревизор получает основные сведения об объекте контроля.

Кроме обязанностей, прав, функций сторон, ревизор проверяет право ставить первую подпись. Начальник бюджетного предприятия может при заключении договора оставить его за собой только в отношении деятельности, приносящей прибыль, или по всем счетам.

Право ставить вторую подпись может предоставляться главному бухгалтеру учреждения или централизованного подразделения. Это зависит от способа распределения функций между ними.

Финансовая политика Она выступает в качестве документа для внутреннего использования. Проверяющие в ходе инспекции осуществляют тщательную ревизию учетной политики.

Централизованная бухгалтерия: организационно-правовые основы

Внимание

На этой странице:

  • Что такое централизованная бухгалтерия (ЦБ)
  • Необходимость создания централизованной бухгалтерии
  • Обязанности централизованной бухгалтерии
  • Преимущества и недостатки
  • Как создать централизованную бухгалтерию

Централизованный бухгалтерский учет перестал быть прерогативой бюджетных учреждений. По этому принципу работают уже и крупные частные компании, небольшие фирмы предпочитают отказываться от идеи создания собственного штата бухгалтеров и обращаются в специализированные аутсорсинговые организации.

Что такое централизованная бухгалтерия (ЦБ) Централизованная бухгалтерия (ЦБ) представляет собой учреждение, которое выполняет функции бухгалтерских служб сразу нескольких предприятий. Такой орган специализируется на ведении бухгалтерского и налогового учета.

Особенности работы централизованной бухгалтерии

Рассмотрим далее, как централизовать бухгалтерию. Нормативная база В ст. 162 БК установлено, что в полномочия получателя средств бюджета входит самостоятельное ведение отчетности либо передача этой деятельности в отделы централизованной бухгалтерии. Данное положение предусматривается и в п.

2 ст. 6 ФЗ №129.
В норме сказано, что руководители могут осуществить передачу полномочий на договорных началах. По п. 5 ст. 321.1 НК отчетность ведет централизованная бухгалтерия, если бюджетное предприятие осуществляет коммерческую деятельность.
Она также заполняет декларацию по налогам.

Источник: http://advokat55.com/otvetstvennost-neset-tsentralizovannaya-buhgalteriya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.