+7(499)495-49-41

Банковский надзор в РФ. Проблемы банковского надзора в РФ

Банковский надзор в РФ. Проблемы банковского надзора в РФ :: BusinessMan.ru

Банковский надзор в РФ. Проблемы банковского надзора в РФ

Банковский надзор в Российской Федерации выступает в качестве одной из форм госрегулирования деятельности финансовых организаций.

Возникновение этого вида контроля обуславливается переходом к рыночной системе, спровоцировавшим развитие конкуренции между денежно-кредитными структурами. Это, в свою очередь, обострило финансовые риски.

Для их снижения был принят ряд законодательных актов, регламентирующих государственное вмешательство. Рассмотрим далее основные проблемы банковского надзора в России.

Общая характеристика

Банковский надзор в РФ распространяется не только на организации, непосредственно предоставляющие финансово-кредитные услуги, но и на посредников. Рассматриваемый вид госрегулирования характеризуется рядом признаков.

В первую очередь, по роли в рыночной экономике банковский надзор выступает как обязательный институт, регламентирующий конкурентные отношения между финансовыми структурами. Это объективно обусловленный процесс, которым завершается стадия централизации кредитно-денежной политики власти.

По своей сущности банковский надзор выступает как императивное, закрепленное в законодательных актах государственное вмешательство в рисковую деятельность финансовых предприятий. Этот контроль является формой защиты власти собственности кредиторов.

Назначение

Банковский надзор в РФ осуществляется для формирования наиболее благоприятных условий деятельности финансово-кредитных структур.

Главной целью этой формы контроля выступает обеспечение надежного и безопасного их функционирования. Государство стремится защитить интересы вкладчиков.

Достижение указанной цели возможно поэтапным и последовательным исполнением операционных и промежуточных задач.

Специфика работы организаций

Работа банков, выступающих в качестве финансовых посредников, должна быть прибыльной и социально-направленной. Получение постоянного дохода обеспечивает платежеспособность и самодостаточность финансового сектора, обеспечивает воспроизведение денежно-кредитных ресурсов. Социальная направленность предусматривает доступность услуг для населения, наращивание депонентов.

Промежуточные задачи

Банковский надзор устанавливается для обеспечения собственной и общественной эффективности финансовой системы.

Первая означает такой результат деятельности организаций, при котором уровень доходов позволяет максимизировать прибыль и возместить убытки по неликвидным активам.

Это позволяет сформировать реальный потенциал для компенсации рисков за счет собственных средств банковских структур. Это соответствует принципу экономического распределения ресурсов.

Общественная эффективность – результат деятельности финансовых организаций, способствующий совершенствованию хозяйственной системы страны в целом и создающий наиболее выгодные для социума цены. Параметры достижения промежуточных целей находятся в зависимости от политики надзорных органов, в рамках которой выбирается или приоритет какой-либо из них, или компромисс.

Контрольная структура

В качестве органа, уполномоченного вести банковский надзор, выступает ЦБ. Он постоянно контролирует соблюдение кредитными структурами и финансовыми группами положений отраслевого законодательства, установленных нормативов.

Надзор Центробанка выступает в качестве средства пруденциального регулирования. В данном случае деятельность рассматривается в узком смысле. Проще говоря, ЦБ устанавливает надзор за конкретными банковскими структурами, как за элементами системы.

Усиление контроля может обуславливаться общими интересами укрепления сектора (например, необходимостью совершенствования управления системными рисками). Вместе с этим проявляются и проблемы банковского надзора в РФ.

Подконтрольная кредитная структура может потерять свои преимущества в сфере конкурентных отношений. Сведения о том, что финансовая организация находится под интенсивным надзором, могут вызвать сомнения в надежности у ее клиентов.

Классификация

Банковский надзор можно разделить на виды по разным критериям. Общая классификация предполагает выделение функциональных форм контроля в зависимости от предмета и институциональные – в соответствии с субъектом.

Банковский надзор разделяется по специфике финансового, нормативного, экономического содержания деятельности кредитных организаций. Именно она выступает в качестве предмета контроля. По нормативному признаку выделяют две формы надзора: финансовый (пруденциальный) и общий (юридический).

В рамках контроля уполномоченная структура осуществляет лицензирование кредитных организаций. Кроме этого, неотъемлемым направлением работы ЦБ выступает обеспечение текущего надзора за выполнением финансовых нормативов, предписаний самого Центробанка, а также положений законодательства.

Контроль различается и в зависимости от содержания деятельности подконтрольных структур. Так, выделяют надзор валютный и связанный с обслуживанием средств бюджета.

Место проведения

Это еще один признак, по которому классифицируется банковский надзор. В зависимости от места выполнения, он может быть контактным или дистанционным. Последний предполагает наблюдение за деятельностью финансовых структур на основании бухгалтерских и прочих отчетных документов.

Контактный надзор представляет собой непосредственную проверку работы организаций. Они выполняются представителями Центробанка, выезжающими на место осуществления ими деятельности. Для этого в структуре ЦБ предусмотрены специальные подразделения.

В частности, создан Департамент инспектирования и соответствующие территориальные структуры.

Заключение

Поддержание собственной результативности банковского сектора обеспечивается стимулированием прибыльного и невысокорискованного функционирования каждой финансовой структуры.

В случае падения ликвидности должны своевременно приниматься управленческие решения, в том числе в условиях чрезвычайного кредитования.

Достижение общественной эффективности становится возможным за счет включения в состав тактических (операционных) целей соблюдения технической (оказание услуг по минимально возможной стоимости, с точки зрения расходов населения), аллокационной (работа по ценам на уровне показателей предельных издержек банков), общественно-экономической результативности всей системы. Она должна подразумевать такой итог деятельности, при котором становится возможной трансформация поступающих депозитов в новый функционирующий капитал (ссуды).

Источник: http://jiklopet.ru.com/new-bankovskij-nadzor-v-rf-problemy-bankovskogo-nadzora-v-rf.html

Банковский надзор

Банковский надзор в РФ. Проблемы банковского надзора в РФ

Защищать интересы вкладчиков и кредиторов коммерческих банков, поддерживать стабильность финансовой системы РФ призван банковский надзор, осуществляемый Банком России. В чем сущность банковского надзора, какие задачи перед ним стоят, что за меры воздействия ЦБ на коммерческие банки применяются и насколько они эффективны?

Понятие банковского надзора

Банковский надзор в РФ — это контроль Центробанка за соблюдением банковскими кредитно-финансовыми организациями законодательных и прочих нормативных актов, регулирующих их деятельность. Обзор Центробанка я делал здесь.

Наблюдение, которое производит ЦБ РФ (Банк России), касается прежде всего исполнения коммерческими банками предписаний в части обязательных финансовых нормативов. О коммерческих банках и о структуре банковской системы России в целом есть статья тут. Воздействие на игроков банковского сектора по существу и является банковским регулированием в России.

Предметом надзора РФ является соблюдение банковскими организациями прописанных в федеральном законодательстве и/или установленных регулятором согласно федзакону от 10.07.2002 г. №86-ФЗ:

Осуществление наблюдения и регулирования статьей 56 упомянутого федзакона возложено на Комитет банковского надзора Банка России, с октября 2016 года возглавляемый первым зампредседателя ЦБ Дмитрием Тулиным. До него — в период, на который пришелся пик «зачистки» российского банковского сектора (2014 — сентябрь 2016) — комитетом руководил Алексей Симановский.

В состав Комитета банковского надзора входят руководители структурных подразделений Центробанка, непосредственно занимающихся анализом деятельности и проверками кредитных организаций.

Задачи и функции банковского надзора

Двумя основополагающими задачами банковского надзора являются контроль за соблюдением банками экономических нормативов и проверка исполнения законодательных норм. Выделяют также проверку отчетности и бухучета как третью важную задачу.

В список функций банковского надзора Банка России экономисты включают:

Виды и формы банковского надзора

Как полагают теоретики-финансисты, Центральный банк ведет надзор двух основных видов:

юридический — проверяя соблюдение законности;

пруденциальный — контролируя исполнение нормативов.

Два вида банковского надзора различают и по месту осуществления должностными лицами ЦБ своих полномочий:

дистанционный надзор — посредством анализа предоставленных регулятору банковских и прочих документов;

контактный надзор — с выездом представителей Банка России в головной офис и/либо подразделения финорганизации и изучением предоставленных документов на месте.

Виды банковского надзораМесто осуществления надзора
Юридический надзорДистанционный надзор
Пруденциальный надзорКонтактный надзор

Выделяют также формы банковского надзора по содержанию деятельности банков:

Видами надзора, а также его методами и инструментами, занимается структура Центрального банка, включающая:

Методы надзора за банками

Организация банковского надзора и его осуществление включает применение четырех групп методов:

Санкции по отношению к нарушителям

Выявив нарушения банком пруденциальных и/либо юридических норм, регулятор вправе применить к нему следующие меры воздействия (санкции):

Эффективность надзора сомнительна

Участившееся в 2014-2016 годах применение к коммерческим банкам именно крайней меры (при нынешней главе ЦБ Эльвире Набиуллиной лицензий лишены более 400 банков) оппоненты российских властей яростно критикуют, но многие эксперты называют следствием реальных проблем, накопившихся в банковском секторе. Эти проблемы связывают среди прочего с недостаточной эффективностью банковского надзора, который оказывался неспособным предотвращать потери ликвидности и вовремя выявлять «дыры» в балансе банковских организаций.

Так, российский экономист Андрей Мовчан в статье, опубликованной в британской The Financial Times 15 января 2018, утверждает, что ЦБ не заметил и не предотвратил ни одного грядущего краха банка, даже системно значимого. Регулятор даже не стал разбираться с собственными аудиторами, не обратившими внимания на завышение в отчетности Банка «Открытие» общеизвестных цен российских гособлигаций.

В декабре 2015 РБК опубликовал список 16 частных аудиторских компаний, которые выдавали положительные заключения финорганизациям, вскоре признанным банкротами и лишенным лицензий.

Такие заключения получили шестьдесят девять из восьмидесяти двух банков, ликвидированных в 2013-2015 годах.

При этом издание отмечает, что и сами аудиторы кивают на Банк России — он-то куда смотрел, обладая гораздо большими возможностями выявлять проблемы у кредитных организаций, — и Минфин РФ, контролирующий рынок аудиторов, не считает оправданными обвинения ЦБ в их адрес.

В настоящее время параллельно с «зачисткой», которая прогнозируется еще в течение 2-3 лет, Банк России пытается (не формально ли?) усовершенствовать банковское регулирование и надзор, а также постепенно усиливает требования к коммерческим банкам.

Так, в 2018 году российские кредитно-финансовые организации должны завершить переход на стандарты Базеля III, которыми в декабре 2010 Базельский комитет по банковскому надзору установил нормативы ликвидности и более строгие требования к капиталу по сравнению с Базелем II.

Источник: http://investprofit.info/bank-nadzor/

Надзорные и контрольные функции ЦБ РФ. Проблемы банковского надзора в современных условиях 2, Деньги и кредит – Курсовая работа

Банковский надзор в РФ. Проблемы банковского надзора в РФ

Глава

1. Место и роль Банка России в кредитно-банковской системе России 4

1.1. Банковская система России и основные функции и операции ЦБ РФ 4

1.2. Функция надзора ЦБ РФ 17

Глава

2. Анализ текущего состояния реализации надзорной функции Банка России 26

2.1. Особенности текущего состояния банковской системы России 26

2.2. Реализация надзорной функции Банком России в настоящее время 29

Заключение 35

Список литературы 37

Выдержка из текста

Успешность функционирования банковской системы во многом зави-сит от совершенства банковского законодательства, устанавливающего условия существования и деятельности кредитных учреждений, а также от норм гражданского законодательства, определяющего порядок осуществ-ления банковских операций.• проанализировать особенности контрольных и надзорных функций Банка России;• провести анализ проблем системы контроля и надзора Банка России;

Успешность функционирования банковской системы во многом зави-сит от совершенства банковского законодательства, устанавливающего условия существования и деятельности кредитных учреждений, а также от норм гражданского законодательства, определяющего порядок осуществ-ления банковских операций.• проанализировать особенности контрольных и надзорных функций Банка России;• провести анализ проблем системы контроля и надзора Банка России;

В первой главе изучены правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России: понятие, сущность, цели и значение надзора и контроля Банка России; формы и виды банковского надзора и контроля; системы банковского надзора.

  • исследование развития и становления публично-правовых отношений возникающих в рамках правового регулирования банковского надзора в Российской Федерации, а также проанализировать специфику правоотношений, возникающих из правового регулирования банковского надзора в современных условиях;

Методологическую основу работы составляют диалектический метод исследования теоретических аспектов темы, при помощи которого раскрывались возможности изучения вопросов совершенствования банковского надзора в динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; системный подход ко всем изучаемым процессам и явлениям, который реализован посредством таких общенаучных методов, как научной абстракции, моделирования, сравнения, анализа и синтеза, статистического и графического анализа.

Такой контроль может и должен осуществляться на основе нормативно-правового регулирования банковской деятельности специально созданными органами банковского надзора, функции которых чаще всего выполняет Центральный банк страны.

В этой связи необходимо формирование эффективной системы банковского надзора в России, что обеспечит стабильное развитие не только банковской системы, но и российской экономики в целом.

Развитие форм кредита и проблемы их использования в современных условиях

Цель данной контрольной работы является, рассмотреть особенности государственного управления в современных условиях.̶ Проанализировать отраслевое и межотраслевое управление в современных условиях.

Управление организацией на любом уровне управления включает в себя функции, выполняемые менеджерами, такие как: планирование деятельности и ее организация, мотивация деятельности первонала, реализующих эту деятельность и контроль результатов и процессов.

Цель данной курсовой работы изучить вопрос кадрового менеджмента в деятельности современного предприятия.

Для достижения цели работы поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие и характеристику кадрового менеджмента; деятельность аутсорсинга как способа решения проблем кадрового менеджмента.

Раскрытие темы предполагает изучение ряда нормативных актов, в частности, Конституции Российской Федерации, в которой закреплены правовые основы современного российского государства. Теоретическую основу курсовой работы составляют труды отечественных теоретиков права: В.А. Четвернина, Н. И Матузова, М.В. Нерсесянца, В.В. Лазарева и др.

1) Срок предоставления Расчета Размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в ЦБ РФ — 4 число месяца, следующего за отчетным. Определить, выполняются ли банком «Уралинвест» обязательные резервные требования ЦБ РФКаковы установленные нормативы обязательных резервов кредитных организаций в Банке России в современных условиях?

После кризиса 1998 г. банковская система РФ характеризуется законодательным обеспечением реструктуризации банков, ликвидацией банков-банкротов, реструктуризацией внешней задолженности банков. С середины 1999 г. начался рост капиталов иностранных банков, с 2000 г. стали расти капиталы российских банков. Продолжалось сокращение числа зарегистрированных кредитных организаций.

Список источников информации

1. Конституция Российской Федерации — М.: Изд-во «Ось-89», 2000. — 48 с.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от

3. июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями), принят Государственной Думой

1. июля 1998 года, одобрен Советом Федерации

1. июля 1998 года.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от

3. декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнения-ми), принят Государственной Думой

2. декабря 2001 года, одобрен Сове-том Федерации

2. декабря 2001 года.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от

3. июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями), принята Государственной Думой

1. июля 1998 года, одобрена Советом Федерации

1. июля 1998 года.

6. Уголовный кодекс РФ от

1. июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями), принят Государственной Думой

2. мая 1996 года, одоб-рен Советом Федерации 5 июня 1996 года.

7. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ.

Источник: https://referatbooks.ru/kursovaya-rabota/nadzornye-i-kontrolnye-funktsii-tsb-rf-problemy-bankovskogo-nadzora-v-sovremennyh-usloviyah/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.