+7(499)495-49-41

Азиатский банк развития: год основания, цели и задачи

Азиатский банк развития

Азиатский банк развития: год основания, цели и задачи

В современной мировой экономике существует множество различных финансовых организаций. Одна из таких – Азиатский банк развития (сокращенно – АБР). Это финансовая организация регионального уровня, предоставляющая долгосрочные кредиты для реализации крупных проектов. Основной регион её деятельности – Азиатско-Тихоокеанский.

История создания АБР

Инициатор создания этой международной организации – ООН. На XXI сессии в 1965 году было утверждено соответствующее решение. Азиатский банк развития, в первую очередь, задумывался как инструмент борьбы с бедностью в Азиатско-Тихоокеанском поясе. Уже в конце 1966 года финансовая организация начала свою работу.

В самом начале Азиатскому банку развития удалось объединить в своем составе 31 страну.

Однако членом этой организации может стать любая страна Азии (если она является членом ООН) и, даже, развитое государство из другого региона планеты.

Именно поэтому к 2005 году количество членов АБР достигло 64. Из этого числа довольно много неазиатских стран. На их долю приходится около 37 % всех акций банка.

Столица Филиппин Манила является на сегодняшний день штаб-квартирой АБР.

Кто управляет АБР?

Главные рычаги влияния в этой финансовой организации находятся, как ни странно, в руках экономически развитых государств. Дело в том, что распределение членов здесь зависит от количества акций банка. Таким образом, большая часть в АБР – как раз за успешными и богатыми странами.

Для сравнения можно взять Китай и Японию. Первый владеет 5,5 % в этой организации, тогда как в распоряжении Японии – почти 13 % . В то же время, крохотная Австралия (если брать во внимание численность населения) владеет 5 % .

Структура организации

Так называемый Совет управляющих является главным органом в структуре АБР. В его компетенцию входит контроль деятельности Совета директоров, а также выборы его членов. Сам же Совет управляющих состоит из представителей, которые делегируется туда от каждого из членов организации.

Совет управляющих каждые пять лет также выбирает президента Азиатского банка развития. При этом президент, а также 8 из 12-ти членов Совета директоров, должны представлять азиатский регион. Это обязательное условие, согласно принятому уставу.

Несложно догадаться, что самое большое влияние в этой организации имеет Япония. Эта страна (наравне с США) имеет наибольшее количество в АБР. Кроме того, она является страной Азиатского региона, что позволяет её влиять на работу всех органов управления организации.

Так, директорами Азиатского банка развития за всю историю были представители именно этой высокоразвитой страны.

Финансовая деятельность АБР

Уставной капитал организации, за всю историю её существования, рос колоссальными темпами. Так, в 1966 году (стартовый капитал) он составлял 1,3 миллиарда американских долларов. Уже через 15 лет он достиг отметки в 10 миллиардов, а к началу нового тысячелетия Азиатскому банку развития удалось накопить 50 миллиардов долларов США!

Главными кредиторами (а также акционерами) в Азиатском банке развития выступают экономически развитые государства. Развивающиеся (бедные) страны Азиатского региона являются основными реципиентами (заемщиками) в этой финансовой организации.

Стоит отметить, что кредитование в АБР происходит на более выгодных (льготных) условиях для развивающихся стран Азии, по сравнению с международным финансовым рынком частного образца.

Основные фонды АБР

В Азиатском банке развития есть два основных фонда, из которых и происходит кредитование инвестиционных проектов в странах региона. Это:

  • Обычный фонд, который выдает займы на традиционных коммерческих условиях (на сроки до 25 лет). Около 65 % всех кредитов АБР выдаются именно из этого фонда.
  • Специальный фонд, выдающий займы на льготных условиях (процентные ставки от 1 до 3 %) и на более длительные сроки (до 40 лет). На этот фонд АБР приходится примерно треть всех выданных кредитов.

Как правило, Азиатский банк развития выдает кредиты различным правительственным организациям. Для наглядного сравнения можно привести следующие цифры. В 2004 году 58 проектов из 64 были профинансированы организацией под гарантии правительств тех или иных стран. В денежном эквиваленте – это почти 5,3 миллиарда долларов.

Тройка стран-лидеров по общему количеству займов выглядит следующим образом: Индия (1,25 миллиардов долларов), Китай (1,16 миллиардов долларов), Пакистан (709 миллионов долларов), Филиппины (446 миллионов долларов) (данные на 2004 год).

Охотнее всего организация финансирует развитие различных транспортных и инфраструктурных проектов.

Кроме этого, в последнее время, в практику деятельности АБР вошло микро-финансирование, целью которого является развитие в странах региона малого бизнеса.

Так как главенствующая роль в управлении Азиатским банком развития принадлежит таким странам, как США, Япония и Австралия, то фирмы именно этих государств чаще всего получают контракты на реализацию проектов.

Азиатский банк развития: перспективы единой азиатской валюты

Вполне возможно, что в Азии в скором времени появится единая валюта наподобие евро. У АБР есть такие планы. Эту идею планируется реализовать в несколько этапов.

 В самом начале планируется ввести единую валюту под названием «акю», но лишь в электронном виде (для виртуальных расчетов и операций).

АБР планирует формировать курс этой новой валюты как усредненную ценность 14 национальных валют, в том числе Китая, Японии и Южной Кореи.

Экономические эксперты предполагают, что введение единой валюты Азиатским банком развития будет способствовать формированию единого рынка региона. Вполне возможно, что акю сможет на равных конкурировать с евро и долларом.

Деятельность АБР на постсоветском пространстве

Членами Азиатского банка развития являются и некоторые государства бывшего СССР. Это все страны Центральной Азии, а также Армения и Азербайджан. В частности, АБР помог Киргизии в 1998 году, выделив ей пять миллионов долларов на ликвидацию последствий природных катаклизмов.

Азиатский банк развития и Россия

Вопрос вступления России в состав АБР обсуждается уже достаточно давно. По мнению некоторых экспертов, такой шаг помог бы расширить возможности сотрудничества России с государствами АТЭС.

На сегодняшний день Азиатский банк развития и Россия продолжают сотрудничество в некоторых аспектах. В частности, Россия принимает участие в деятельности АБР в качестве наблюдателя.

По мнению экспертов, интеграции России в эту организацию препятствует лишь слабые экономические связи с государствами Азиатского региона.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/8396-aziatskiy-bank-razvitiya

Цель создания и открытие Азиатского банка развития

Азиатский банк развития: год основания, цели и задачи

Азиатский банк развития (АБР) занимается одним из важнейших направлений развития современности – борьбой с бедностью. Он осуществляет свою деятельность в регионе, где проживают около 700 миллионов человек с уровнем доходов менее $1 в день и 1,9 миллиарда (более четверти населения планеты) с уровнем доходов менее $2 в день.

Историческая справка

АБР был задуман в 60-х как финансовый институт, способствовавший экономическому росту, межгосударственному сотрудничеству в одном из самых бедных регионов мира. Принятая в 1963 году резолюция на специальной Конференции министров сопредельных стран приблизила мечты к реальности.

Открытие Азиатского банка развития произошло 19.12.1966 года. Первоначально основной целью была задекларирована поддержка сельскохозяйственных районов. В 60-е организация сосредоточила большую часть помощи в области производства продовольствия. Центром для размещения АБР выбрана Манила. Первым президентом стал Такеши Ватанабе.

Азиатский банк развития: цель создания

У финансового института благородная миссия. Организация:

  • способствует устойчивому экономическому росту в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в котором заинтересованы все страны-члены;
  • играет важнейшую роль в процессах развития;
  • выполняет функцию катализатора в экономических и социальных процессах;
  • стимулирует региональное и субрегиональное сотрудничество.

В борьбе с бедностью АБР работает по двум основным направлениям:

  • предоставление финансовой поддержки в рамках определённых проектов и программ по снижению бедности и обеспечению экономического роста;
  • подготовка рекомендаций и анализа правительствам стран-членов для использования в усовершенствовании проводимой политики, а также институтам с целью повышения уровня жизни населения.

Информационная политика

Банк выработал стратегическую информационную программу. Она определяет содержание информационных сообщений, целевые аудитории и каналы их передачи. Для эффективности работы АБР сотрудничает с различными организациями и широкими слоями населения.

Для создания прочных и продуктивных партнёрских отношений широко освещает свою деятельность, мотивация Азиатского банка развития и цели его деятельности являются чёткими и понятными.

Для завоевания доверия и стимулирования развития с активным участием общественности АБР демонстрирует открытость и ответственность посредством активного обмена информацией и получения отзывов со стороны всех заинтересованных сторон.

Структура

Азиатский банк развития – это многосторонняя организация, акционерами которой являются 67 стран-участниц, 48 из региона и 19 из других частей света. Основными инструментами АБР для оказания помощи своим развивающимся странам-членам являются диалог по вопросам политики, займы, инвестиции в собственный капитал, гарантии, гранты и техническая помощь.

Финансовая деятельность

Банк располагает серьёзными накоплениями для инвестиционных проектов. Если на заре становления он оперировал суммами чуть больше $1 млрд, то к 80-м фонд достиг $10 млрд. XXI век организация встретила с впечатляющим капиталом – $50 млрд.

Структура деятельности проста: богатые правительства-заёмщики пополняют инвестфонд АБР, который помогает осуществлять проекты развития в бедных регионах. Условия кредитования очень привлекательные, если сравнивать с коммерческим финансовым рынком.

Статистика

В 2015 году объём кредитования Азиатского банка развития составил $15,45 млрд (107 проектов), объём технической помощи (ТП) $141,30 млн (199 проектов) и объём программ, профинансированных грантами, составил $365,15 млн (17 проектов).

Кроме того, было генерировано $10,74 млрд прямого софинансирования в виде официальных займов и грантов, прочего льготного финансирования и коммерческого софинансирования. Среди них:

  • займы класса «B»;
  • механизмы по передаче рисков;
  • софинансирование гарантий;
  • параллельные займы;
  • параллельный капитал;
  • софинансирование операций в рамках Программы содействия торговле АБР.

За период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2015 года ежегодный объём кредитования АБР составлял в среднем $12,93 млрд. Кроме того, объём инвестиционных грантов и ТП, финансируемых АБР и ресурсами специальных фондов, в среднем составлял $580,66 млн и $150,23 млн в ТП за тот же период.

В 2016-м операции АБР достигли небывалого максимума в $31,5 млрд, увеличившись на 17 % относительно 2015 года. Учреждённые кредиты и гранты для суверенных и несуверенных операций достигли $17,5 млрд (прирост 9 %), неконцессионные кредиты составили $14,4 млрд. Льготные заимствования превысили $3,1 млрд. Техническая помощь увеличилась примерно на 20 % – до $170 млн.

Азиатский банк развития: поможет ли он России

Большая часть территории России сосредоточена в Азии, занимая треть континента. Хотя РФ не относится к беднейшим странам, сотрудничество с АБР кажется логичным. Вопрос интеграции активно обсуждается, пока страна имеет статус наблюдателя в структуре банка.

Препятствием к вступлению является настороженная позиция основных акционеров АБР – Японии и США. Однако дипломатический прорыв в диалоге с Японией и смена политико-экономического курса новой администрации США приближают идею вхождения России в структуру банка на правах страны-донора.

Членство позволит Российской Федерации углубить взаимодействие с государствами участниками АТЭС. Инвестирование программ в сельском хозяйстве, поддержка частных инициатив, содействие в развитии инфраструктурных проектов являются приоритетными для Азиатского банка развития, и Россия как раз нуждается в софинансировании этих проектов.

Деятельность в странах СНГ

АБР активно сотрудничает со среднеазиатскими странами: Таджикистаном, Туркменистаном, Кыргызской республикой, Казахстаном, Узбекистаном. Казахстан сотрудничает с АБР с 1994 года.

Банк выделил $4,4 млрд для страны на проекты в сельском хозяйстве, ирригации, образовании, финансовом секторе, транспорте, водоснабжении и санитарии.

Общий объём освоенных средств Азиатского фонда развития составил $3,74 млрд.

Организация участвует в реконструкции 375 км международного транзитного коридора в Жамбылской области, которая почти завершена. Ремонт 470 км трассы Актау-Бейнеу в Мангистауской области, которая должна сократить среднее время в пути с 12 до 4 часов, находится в процессе реализации.

В 2015 АБР утвердил займ в размере $1 млрд для содействия Казахстану в реализации экономических программ, направленных на борьбу с резким снижением мировых цен на нефть и экономическим спадом в соседних странах. В энергетическом секторе оказывает техническую помощь в разработке проекта модернизации сетей теплоснабжения.

С начала сотрудничества АБР утвердил шесть проектов для частного сектора в Казахстане на общую сумму финансирования в $455,2 млн. К 2016 общий остаток задолженности и обязательств по операциям в частном секторе составил $66,64 млн. В свою очередь, Казахстан стал донором льготного Азиатского фонда развития, вложив $5,49 млн в 2012 году.

Начиная с 1996-го программы Азиатского банка развития в таких сферах, как транспорт, энергетика, водоснабжение и санитария, образование и финансы, оказывают значительное воздействие на жизни людей в Узбекистане.

Тесные рабочие отношения между АБР и правительством позволили банку в 2009-м удвоить свои ресурсы, вложенные в республику. Например, программа кредитных союзов помогла обеспечить приток денег для самых нуждающихся и малообеспеченных домохозяйств, а также для малых и микропредприятий.

Банк содействовал созданию сети 100 кредитных союзов, объединивших 141 000 членов, с $88 млн на депозитах и $107 млн кредитного портфеля.

Женщины в сельских общинах Узбекистана получили денежные средства и освоили навыки, необходимые для налаживания успешного надомного производства. Инициатива помогла более чем 1 000 женщинам сэкономить деньги, и не менее 80 % из них открыли позднее свой бизнес.

Промежуточные итоги

Несмотря на превращение Азии в экономический мотор планеты, реальное положение неоднозначно.

В то время как работа Азиатского банка развития внесла свой вклад в сокращение крайней нищеты более чем наполовину, в регионе все еще проживает 1,2 миллиарда человек, которые живут на 3$ в день, почти 3/4 детей в мире – с недостатком веса.

600 миллионов жителей лишены электроэнергии, 1,7 млрд человек не пользуются улучшенной санитарией. АБР предстоит проделать невероятный объём работы для устойчивого развития беднейших районов мира.

Источник: http://fb.ru/article/296430/tsel-sozdaniya-i-otkryitie-aziatskogo-banka-razvitiya

Азиатский банк развития (абр)

Азиатский банк развития: год основания, цели и задачи
статьи

Азиатский банк развития (абр) (Asian Development Bank, ADB) – региональная финансовая организация, предназначенная для долгосрочного кредитования проектов развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Создан по инициативе ООН для помощи странам азиатско-тихоокеанского региона – прежде всего, для борьбы с бедностью. Учрежден согласно принятому в 1965 решению XXI сессии социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Начал работать с декабря 1966. Штаб-квартира АБР находится в Маниле (Филиппины).

Первоначально членами АБР были 31 государство, к 2005 их число возросло до 64.

Членство в АБР открыто для стран азиатско-тихоокеанской Комиссии ООН по экономическим и социальным проблемам и для других стран азиатского региона (и развитых стран из других регионов), если они являются членами ООН или одного из ее специализированных агентств. Такие широкие критерии членства привели к тому, что значительная часть государств-членов АБР – это неазиатские страны, на них приходится почти 37% акций банка и 35% .

Управление Азиатским банком развития

Хотя изначально банк создавался для помощи развивающимся странам Азиатско-Тихоокеанского региона, в его управлении большинство принадлежит экономически развитым странам.

Это произошло потому, что лишь 20% распределяются между странами-членами АБР поровну, а остальные 80% – пропорционально имеющемуся у них количеству акций банка, что дает преимущества более богатым странам (приобретение акций требует крупных затрат, непосильных для бедных стран).

В результате, например, КНР имеет в АБР лишь немногим больше , чем Австралия, и более чем вдвое меньше , чем Япония (табл.), хотя население КНР в 10 раз превышает население Японии и в 65 раз – население Австралии.

Доли акций и стран-членов Азиатского банка развития

Таблица. ДОЛИ АКЦИЙ И ГОЛОСОВ НЕКОТОРЫХ СТРАН-ЧЛЕНОВ АЗИАТСКОГО БАНКА РАЗВИТИЯ (данные на сентябрь 2005)
Страны-члены АБРГод вступления в АБР Распределение акцийРаспределение
Число акцийДоля от общего количества %Число Доля от региона, %Доля от общего числа , %
Региональные члены
Афганистан 1966 1 195 0,034 14 904 0,522 0,340
Армения 2005 10 557 0,301 24 266 0,.850 0,553
Австралия 1966 204 740 5,834 218 449 7,654 4,979
Азербайджан 1999 15 736 0,448 29 445 1,032 0,671
КНР 1986 228 000 6,496 241 709 8,469 5,510
Индия 1966 224 010 6,383 237 719 8,329 5,419
Индонезия 1966 192 700 5,490 206 409 7,232 4,705
Япония 1966 552 210 15,734 565 919 19,829 12,900
Казахстан 1994 28 536 0,813 42 245 1,480 0,963
Южная Корея 1966 178 246 5,079 191 955 6,726 4,375
Киргизия 1994 10 582 0,302 24 291 0,851 0,554
Пакистан 1966 77 080 2,196 90 789 3,181 2,069
Таджикистан 1998 10 134 0,289 23 843 0,835 0,543
Туркменистан 2000 8 958 0,255 22 667 0,794 0,517
Узбекистан 1995 23 834 0,679 37 543 1,315 0,856
Всего по азиатско-тихоокеанскому региону 2 223 452 63,351 2 854 066 100 65,056
Нерегиональные члены
Канада 1966 185 086 5,274 198 795 12,967 4,531
Франция 1970 82 356 2,347 96 065 6,266 2,190
Германия 1966 153 068 4,361 166 777 10,879 3,802
Италия 1966 63 950 1,822 77 659 5,066 1,770
Великобритания 1966 72 262 2,059 85 971 5,608 1,960
США 1966 552 210 15,734 565 919 36,915 12,900
Всего вне азиатско-тихоокеанского региона 1 286 276 36,649 1 533 038 100 34,944
ВСЕГО3 509 728 1004 387 104 100
Источник: www.adb.org/about/members

Высшим органом АБР является совет управляющих – по одному управляющему (представителю) от каждой страны-члена.

Совет управляющих, собираясь на сессию раз в год, выбирает президента АБР сроком на 5 лет и контролирует работу постоянно функционирующего совета директоров (12 членов), который назначается советом управляющих сроком на 2 года. По уставу банка, президент и восемь из двенадцати директоров обязательно должны представлять страны региона.

Поскольку деятельность АБР находится под контролем экономически развитых стран, в высших органах управления банка большое влияние имеет Япония, которая одновременно является и страной Азиатско-Тихоокеанского региона, и одной из наиболее развитых стран мира. Все директора АБР были японцами: с 1999 – японский экономист Тадао Чинно, в ноябре 2004 новым директором АБР выбран японский экономист Харухико Курода.

Финансовая деятельность Азиатского банка развития

Уставной капитал банка первоначально составлял 1,3 млрд. долл., к концу 1970-х он возрос до 9,5 млрд., к середине 2000-х превысил 50 млрд. долл.

Банковские операции АБР финансируются в основном из взносов стран-членов АБР, из дохода от инвестиций и за счет привлечения заемных средств на мировом финансовом рынке путем выпуска долгосрочных облигационных займов. Фактически речь идет об использовании финансовых ресурсов развитых стран (как основных акционеров АБР) для кредитования развивающихся стран Азии (как основных заемщиков).

Азиатский банк развития выдает кредиты развивающимся странам из двух фондов:

1) из обычного фонда для кредитования на коммерческих условиях на срок до 25 лет (примерно 2/3 всех кредитов);

2) из специального фонда азиатского развития (Asian Development Fund) для кредитования бедных стран по льготной ставке (1-3%) на срок до 40 лет (примерно 1/3 всех кредитов).

Таким образом, АБР предоставляет развивающимся странам азиатско-тихоокеанского региона условия более льготные, чем международный частный рынок капиталов.

Займы дают главным образом правительственным организациям. Так, в 2004 из общего объема кредитов в 5293 млн. долл., на ссуды правительствам или под правительственные гарантии пришлось 4947 млн. (58 проектов), и лишь 0,347 – на кредитование частного сектора (6 проектов).

Основными заемщиками банка являются КНР (в 2004 на нее пришлось 1160 млн. долл.), Индия (1254 млн.), Пакистан (709 млн.) и Филиппины (446 млн.). Подавляющая часть кредитуемых проектов связана с транспортом и коммуникациями (в 2004 – 38 проектов из 64), а также с энергетикой (14 проектов).

В последние годы для стимулирования малого бизнеса активно используются проекты, связанные с микрофинансированием.

Поскольку развитые страны являются главным источником средств АБР и эти же страны контролируют руководство его деятельностью, то кредитование азиатских стран происходит так, чтобы в финансируемых банком проектах контракты получали прежде всего фирмы самих же развитых стран. В частности, при получении контрактов лидирующие позиции занимают фирмы США.

В 2000-х АБР планирует постепенно ввести единую общеазиатскую валюту по образцу евро в ЕС. Первым этапом станет создание в марте 2006 виртуальной (используемой только для международных расчетов) валютной единицы «акю» (ACU) по образцу введенного в 1979 европейского «экю» (ECU).

Курс ACU будет рассчитываться как среднее значение ценности валют Китая, Южной Кореи, Японии и 10 стран АСЕАН. Использование наднациональной денежной единицы, мало зависящей от колебаний конъюнктуры в отдельных странах, должно стимулировать развитие единого азиатского рынка.

По мнению некоторых экспертов, в перспективе единая азиатская валюта может стать «третьей силой» на мировом финансовом рынке, конкурируя с долларом и евро.

Азиатский банк развития и постсоветские государства

Членами АБР уже стали постсоветские страны Закавказья и некоторые страны Средней Азии (см. табл.). Это позволяет им пользоваться кредитной поддержкой АБР как при осуществлении программ экономического развития, так и для иных целей. Например, Кыргызстан в 1998 получил от АБР 5 млн. долл.

на ликвидацию последствий наводнения в Джелалабаде и землетрясения в Ош.

В 2000-е эта страна пользовалась кредитной помощью АБР для строительства дорог по трассе «Великого шелкового пути», для ирригации засушливых земель, для развития школьного образования, для ликвидации катастрофических последствий селей.

В России в 2000-е активно обсуждается вопрос о членстве в АБР, что считается важным для расширения сотрудничества России со странами АТЭС и для развития национальной инфраструктуры. Для этого шага нет принципиальных препятствий, он тормозится лишь общей слабостью экономических связей России с азиатскими странами. В настоящее время Россия участвует в деятельности АБР как наблюдатель.

Юрий Латов

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_i_pravo/AZIATSKI_BANK_RAZVITIYA_ABR.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.