+7(499)495-49-41

Автоматический обмен налоговой информацией: список стран. Соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией

Содержание

А как они узнают? или автоматический обмен информацией

Автоматический обмен налоговой информацией: список стран. Соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией

Автоматический обмен информацией между странами, направленный на борьбу с уклонением от уплаты налогов, должен заработать в полную силу в 2018 году. Часть стран уже начала собирать финансовую информацию с 2016 года, остальные, включая Россию, начнут это делать в наступающем 2017 году.

Один из самых распространённых вопросов, которые я получаю – «А как они [налоговая служба России] узнают, если я им не скажу?». Раньше ответ был «скорее всего, не узнают». Но всё изменилось после подписания Россией многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене информацией (CRS MCAA).

Что означает для «простых» Российских граждан присоединение России к автоматическому обмену информацией? И что же такое Общий стандарт отчётности ОЭСР (OECD Common Reporting Standard)?

Что такое Common Reporting Standard (CRS)?

В 2012 году, через 2 года после принятия FATCA Конгрессом США, организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) публично озвучила идею автоматического обмена налоговой информацией. В течение двух лет велась разработка того, что получило название Общий стандарт отчётности (Common Reporting Standard (CRS)).

В июне 2014 года техническая спецификация стандарта была одобрена ОЭСР.

В октябре того же года первые страны подписали Соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией (CRS Multilateral Competent Authority Agreement (CRS MCAA)).

И уже в декабре 2014 Евросоюз включил CRS в обновлённую Директиву об административном сотрудничестве (EU Directive on Administrative Cooperation (DAC2)).

В основе CRS лежит идея автоматического обмена информацией, когда другая страна, в которой у налогоплательщика открыт счёт, передаёт информацию об этом счёте в ту страну, налоговым резидентом которой этот налогоплательщик является. Поясню на примере.

Пример

Гражданин и налоговый резидент России имеет вид на жительство и банковские счета в Латвии. Согласно требованиям CRS, латвийский банк должен проверить, является ли его клиент налоговым резидентом какой-либо другой страны.

Определив, что клиент является налоговым резидентом России, банк передаёт информацию о счетах и их владельце в налоговую службу (Службу государственных доходов) Латвии.

Налоговая служба Латвии в автоматическом режиме обменивается этой информацией с Российской налоговой службой.

Что изменилось?

С одной стороны, Россия и сейчас может запрашивать финансовую информацию о своих гражданах у стран, с которыми у неё заключены международные договоры об избежании двойного налогообложения. На сегодняшний день такие договоры заключены у России с 80 странами.

С другой стороны, во-первых, каждый такой запрос необходимо инициировать в ручном режиме. Во-вторых, Российской налоговой службе нужно априори знать, что у налогоплательщика есть счета в данной стране.

В-третьих, выполнение запроса другой страной может занимать длительное время как из-за бюрократических проволочек, так и из-за простого нежелания сотрудничать с Российской стороной.

И в-четвёртых, в список 80 стран, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения об избежании двойного налогообложения, по понятным причинам не входят офф-шоры.

CRS кардинально меняет ситуацию. Согласно требованиям стандарта, иностранные финансовые институты должны будут сами собирать финансовую информацию о своих клиентах-налоговых резидентах других стран (в том числе Российских) и передавать её в автоматическом режиме в налоговые службы.

Какая информация будет собираться?

Информация должна будет собираться финансовыми институтами. Это банки, депозитарии, брокеры, трасты и определённые страховые компании. В зависимости от типа счёта, будет собираться и передаваться следующая информация:

  1. Полное имя, адрес проживания, страна (страны) налогового резидентства, идентификационный налоговый номер, дата и место рождения владельца счёта;
  2. Номер банковского счёта (или его эквивалент);
  3. Название и идентификационный номер финансового института;
  4. Баланс счёта по состоянию на конец года (или на дату закрытия счёта, если счёт был закрыт в течение года);
  5. В зависимости от типа счёта:
    • общая сумма процентов, начисленных в течение года, или
    • сумма дивидендов, или
    • сумма прочего инвестиционного дохода, или
    • сумма, полученная от продажи имущества (в случае, если финансовый институт был брокером, номинантом или агентом владельца счёта);
  6. Валюта счёта и полученных сумм.

О ком будет собираться информация для автоматического обмена?

Информация должна собираться о счетах физических и юридических лицах, которые являются налоговыми резидентами другой страны, а также о счетах пассивных юридических лиц, которые контролируются налоговыми резидентами другой страны.

Все финансовые институты обязаны будут применять процедуры due diligence ко всем открытым счетам, а также ко всем вновь открываемым счетам, чтобы определить является ли держатель счёта налоговым резидентом другой страны, и, соответственно, информация о счёте должна передаваться в рамках CRS. Большая роль в этом отдаётся существующим в банках обязательным процедурам «Знай своего клиента» и противодействия отмыванию доходов.

В рамках CRS подразумевается, что финансовые институты должны быть строго оштрафованы за несоответствие правилам сбора информации о клиентах и/или передачи соответствующей информации. Это означает, что финансовые институты, скорее всего, будут стараться как можно добросовестнее исполнять свою обязанность по проведению due diligence и передачи сведений налоговой службе.

Заключение

В настоящий момент 101 страна заявила о присоединении к автоматическому обмену информацией. В этот список входят и такие известные офф-шоры как Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Панама и др.

Причём 54 страны, включая почти все страны Евросоюза, уже начали собирать финансовую информацию с 2016 года, а первый обмен информацией должен состоятся в 2017 году. Остальные 47 стран, включая Россию, начнут это делать на год позже.

Полный список стран приведён в конце этой статьи.

Некоторые считают, что подписание Россией многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене информацией (CRS MCAA) ничего не значит. Якобы России нужно будет заключать отдельные договора с каждой отдельной страной, что в условиях существующих санкций может быть проблематичным. Кроме того, мол, Россия сама может не захотеть довести процесс до конца.

Да, России необходимо сделать ещё несколько шагов:

  • Принять закон на национальном уровне об автоматическом обмене информацией;
  • Разработать спецификацию передачи информации и применяемых методов шифрования;
  • Обеспечить защиту информации, которая будет передаваться в рамках автоматического обмена;
  • Обеспечить конфиденциальность данных;
  • Составить список тех стран, с которыми Россия хочет обмениваться налоговой информацией в рамках CRS.

Но, во-первых, Россия далеко не единственная страна в списке отстающих. Как сказал Отто фон Бисмарк: «Русские долго запрягают, но быстро едут». Во-вторых, сам по себе автоматический обмен информацией очень выгоден для всех стран-участниц.

Например, Австралия передаёт другим странам информацию об их налоговых резидентах, которых Австралия у себя уже обложила налогами на доходы в Австралии. А взамен получает информацию обо всех своих налоговых резидентах, у которых есть счета за рубежом, т.е.

возможно дополнительный доход в бюджет страны.

Какой из этого всего следует вывод? После 2018 года наш налоговый мир станет ещё более прозрачным. У тех, кто привык прятать свои доходы от налогообложения в другой стране, останется всё меньше шансов продолжать это делать. Так что тем, кто ещё не привёл свои налоговые дела в порядок, остаётся всё меньше времени, чтобы это сделать.

P.S. Возможно, вы задаётесь вопросом «А причём здесь кот?» Просто потому, что он мимишный.

Я поздравляю вас с наступающим Новым 2017-м годом!Желаю всем счастья и радости.

И до встречи в новом году!

Источник: https://www.shichko.com/a-kak-oni-uznayut-ili-avtomaticheskij-obmen-informatsiej/

10 главных вопросов россиян об автоматическом обмене налоговой информацией

Автоматический обмен налоговой информацией: список стран. Соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией

В мае 2016 года было объявлено о присоединении России к системе автоматического обмена налоговой информацией между налоговыми органами разных стран в рамках ОЭРС.

Начало обмена запланировано на 2018 год, однако россияне уже многие месяцы активно обсуждают различные риски и возможности избежать попадания под обмен информацией.

Port Nansen собрал ответы на 10 самых распространенных вопросов о соглашении.

С чего все началось?

В феврале 2014 года страны Большой двадцатки приняли международный стандарт для автоматического обмена налоговой информацией (Common Reporting Standard, CRS).

Через полгода Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) одобрила его, и в октябре 2014 года 51 юрисдикция подписала соглашение об автоматическом обмене информацией (CRS MCAA).

После этого к соглашению начали подключаться другие страны.

В чем суть соглашения?

CRS обязывает налоговые органы государств, подписавших соглашение, получать информацию от финансовых учреждений о налогоплательщиках этих государств и ежегодно автоматически обмениваться этими данными с другими странами. До этого подобную информацию получали только по запросу.

Какие страны подписали соглашение?

На данный момент соглашение подписали 87 стран, в том числе Великобритания, Гибралтар, Британские Виргинские острова, Сейшелы, Кипр, Мальта, Швейцария. В список включены практически все оффшорные юрисдикции. Обновленный список стран, подписавших соглашение об обмене информацией, публикуется на сайте ОЭРС.  

Когда начнется обмен информацией с российскими налоговыми органами?

Российская Федерация  начнет автоматический обмен информацией в 2018 году. В налоговые органы будет предоставляться информация за 2017 год.  

Как будет осуществляться обмен?

Это будет электронный обмен на базе платформы ОЭСР. В отчетность должны включаться персональные данные налоговых резидентов, информация по доходам, платежам и остаткам на счетах, сведения о бенефициарах.

За передачу информации в налоговые органы будут отвечать банки и финансовые институты (управляющие и страховые компании, депозитарии, брокеры).

CRS подразумевает передачу данных в налоговые органы нескольких стран, где у клиента банка указан адрес проживания.

Какую информацию нужно будет подавать в банки?

Банки потребуют от клиентов адрес проживания, ИНН (или TIN, Tax Identification Number),  номер счета и страну налогового резидентства.

Компаниям необходимо будет сообщать о своей классификации (финансовая или нефинансовая организация), бенефициарах и идентификационном номере.

Если в стране нет ИНН (например, в Монако или на Сент-Китсе и Невисе), то банк передает информацию в налоговые органы без ИНН, что автоматически может вызвать вопросы у налоговых органов.

Со всеми ли странами, подписавшими соглашение, Россия будет обмениваться данными?

Для того чтобы информация за определенный год была получена российскими налоговыми органами из другой юрисдикции, обе страны должны разработать необходимое законодательство, процедуры и подать уведомление о готовности обмениваться информацией в текущем году.

То есть не обязательно все страны, подписавшие соглашение ОЭРС, будут обмениваться налоговой информацией с Россией. Каждая страна самостоятельно выбирает список «партнеров».  Посмотреть список этих партнеров можно здесь.

На момент написания этого материала (22 марта 2017 года) в графе партнеров России была цифра 0.

Все ли граждане России попадают под действие соглашения?

Обмен информацией осуществляется на основании налогового резидентства клиента банка, а не на основе его гражданства.  Таким образом, если вы находитесь на территории Российской Федерации менее 183 дней за налоговый период, то вы не являетесь налоговым резидентом страны, и ваши данные не подлежат обмену с российскими налоговыми органами.

Будет ли осуществляться обмен информацией о счетах компаний, зарегистрированных россиянами за рубежом?  

Под автоматический обмен информацией попадут только пассивные организации с контролирующими их лицами («бенефициарными владельцами»).

Данные об этих финансовых счетах будут подаваться в налоговые органы юрисдикций, налоговыми резидентами которых являются компания и/или контролирующее лицо. Информация о счетах и владельцах активных компаний передаваться не будет.

То есть активные резидентские компании, например, на Кипре или на Мальте, которые платят корпоративный налог, не попадают под автоматический обмен.

Как можно избежать автоматического обмена информацией?

Для физических лиц решением может стать переезд в страну, которая отказалась участвовать в соглашении. Таких стран остается все меньше, поэтому выбор небольшой. Например, Украина и Белоруссия не подписали CRS. Однако страны, которые отказываются присоединиться к соглашению, рискуют оказаться в «черных списках», и их резиденты могут получить отказ в открытии счета в иностранном банке.

Также можно сменить налоговое резидентство. У каждой страны выработаны свои критерии налогового резидентства.

Для получения такого статуса некоторые страны требуют, например, наличия жилья или проживания на территории государства более полугода, как в случае с Россией.

Для минимизации рисков, связанных с обменом налоговой информацией можно рассмотреть варианты стран, которые предлагают льготное налогообложение для резидентов.

Таким образом, у россиян есть возможность оптимизировать свои риски и найти подходящий вариант для решения налоговых вопросов. Процесс перехода к автоматическому обмену информацией не будет быстрым и простым, и это дает возможность выиграть время для более разумного налогового планирования.

Источник: http://portnansen.com/10-glavnyh-voprosov-rossiyan-ob-avtomaticheskom-obmene-nalogovoy-informaciey

Международный обмен информацией о зарубежных счетах

Автоматический обмен налоговой информацией: список стран. Соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией

21 ноя 2017  Екатерина  Пирогова  Все авторы

Под банковской тайной всегда подразумевался юридический принцип, согласно которому финансовая организация отказывалась предоставлять информацию о своих клиентах властям.

Так работали наиболее респектабельные банки в Швейцарии, Сингапуре, Люксембурге, во многих офшорных государствах (и когда-то в России).

  В последние годы даже в этих странах начали происходить изменения, благодаря которым как таковой “тайны” больше не осталось.

В мае 2016 года Россия подписала соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией Multilateral Competent Authority Agreement (MCAA) под эгидой ОЭСР и присоединилась к международной системе автоматического обмена финансовой информацией.

Согласно данному Соглашению компетентные (обычно налоговые) органы договорившихся стран будут в автоматическом режиме ежегодно обмениваться информацией по установленному стандарту.

Данный стандарт предполагает, что финансовые учреждения предоставляют информацию о счетах налоговых резидентов налоговому органу своей страны, а налоговые органы договорившихся стран на двусторонней основе обмениваются этой информацией. 

Кто, как и с кем будет обмениваться финансовой информацией?

К Соглашению присоединились более 100 стран: государства территориальной Европы, Канада, островные государства (БВО, Сент-Китс и Невис, Багамские острова и т.д.

), некоторые государства Азии (например, ОАЭ и Саудовская Аравия), популярные офшорные страны (Кипр, Виргинские острова, Лихтенштейн, Мальта и другие). В настоящее время уже подписано более 1 тысячи двухсторонних соглашений между более чем 40 странами для обмена межстрановыми отчетами.

Полный перечень участников доступен на сайте ОЭСР. Присоединение к Соглашению не всегда означает, что страны готовы обмениваться информацией со всеми странами-участниками обмена. Только подписание с каждой страной-участницей обмена двухстороннего соглашения приведет к циркуляции финансовой информации.

К странам, неготовым вступить в международный обмен, относятся, как правило, небольшие страны, такие как Грузия, Черногория, Мальдивы, Македония и другие. 

Ситуация с США

США тоже отказались подписывать MCAA, ссылаясь на наличие собственного федерального закона FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) и двусторонних договоров об обмене налоговой информацией со многими странами.

FATCA заметно отличается «по духу» от MCAA.

США в основном заинтересованы получить информацию про активы своих граждан за рубежом (именно граждан, а не резидентов) и возвратить налоги в свою страну.

Из США в Россию информация не приходит, за исключением отдельных запросов российских органов в рамках каких-то серьезных мероприятий (но это точечные, разовые запросы). Россия с США договор FATCA не подписала. 

Что будет дальше?

Подключение к обмену будет проходить в две очереди: в первую очередь подключаются страны разработчики Соглашения (в основном это европейские страны). Обмен данными у этих стран начинается уже с 2017 года, а во вторую очередь – подключаются остальные страны. Обмен между ними начинается в 2018 году.

В рамках автоматического обмена налоговые органы участвующей юрисдикции будут:

  • получать от финансовых учреждений своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц-налоговых резидентов других стран-участников Соглашения
  • ежегодно передавать данную информацию компетентным органам этих стран
  • получать от компетентных органов других стран-участников Соглашения информацию о счетах физических и юридических лиц-налоговых резидентов своей страны

Типы финансовых учреждений, информация которых будет циркулировать:

  • банки
  • брокеры
  • депозитарии
  • страховые компании и другие

Исключением является информация правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов и прочих юридических лиц, имеющих низкий уровень риска быть использованными в целях уклонения от уплаты налогов.

После начала действия обмена финансовой информацией российская налоговая служба сможет получать данные об иностранных счетах россиян из десятков разных стран, включая офшорные. Правда, российским налоговым органам придется подождать до сентября 2018 года (первый отчетный период – 2017 год), когда Соглашение начнет действовать.

 Еще одним условием для начала обмена информацией России с другими странами – это подписание с каждой страной-участницей международного обмена двухстороннего соглашения.

Если же Россия не успеет подготовиться как законодательно, так и технически к данному обмену, то она сможет присоединиться по мере готовности, но затягивать с этим вряд ли будут намеренно.

Какая именно информация будет подпадать под автоматический обмен?

Информация, подлежащая автоматическому обмену, включает:

  1. Идентификационные данные:

    для физических лиц: имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении каждого держателя счета (Account Holder);

    для юридических лиц: наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика – в отношении каждого юридического лица – держателя счета; а также имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении физических лиц, идентифицированных в рамках процедур due diligence в качестве «контролирующих лиц» (Controlling Persons) данного юридического лица

  2. Номер счета (или аналогичный по функции эквивалент)
  3. Наименование и идентификационный номер подотчётного финансового учреждения (банка)
  4. Остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года (а если счет был закрыт в этом году – на момент закрытия счета)
  5. По cчетам депо (Custodial Account):

    – общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период

    – общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчётное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета

  6. По депозитным счетам (Depository Account) – общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период
  7. По любым иным счетам, не указанным в пунктах 5 и 6, – общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период

Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об уже существующих счетах (уже открытых на определенную дату).

После начала действия обмена информацией Федеральная налоговая служба РФ будет обязана передавать иностранным налоговым органам информацию об открытых в российских финансовых организациях счетах налоговых резидентов соответствующих зарубежных стран.

Для определения принадлежности клиента к участвующей юрисдикции финансовое учреждение на основании имеющейся у него информации устанавливает страну, где клиент является налоговым резидентом.

Согласно Соглашению существующие счета физических лиц разделяются на:

  • счета с низкой стоимостью (Lower Value Account), агрегированный остаток на которых по состоянию на 31 декабря отчётного года не превышает 1 000 000 долларов США
  • счета с высокой стоимостью (Higher Value Account), агрегированный остаток на которых превышает 1 000 000 долларов США на 31 декабря отчётного года или на 31 декабря любого последующего года. Сбор информации о данной категории счетов (а соответственно, и обмен информацией по ним) будет проводиться в первоочередном порядке.

Важно обратить внимание, что автоматическому обмену будет подлежать информация обо всех счетах физических лиц в финансовых учреждениях участвующих стран, поскольку не устанавливается для таких счетов какой-либо пороговой суммы баланса, непревышение которой выводило бы счёт из-под автоматического обмена.

Будет ли осуществляться обмен информацией о счетах компаний?  

Под автоматический обмен информацией попадут финансовые счета так называемых пассивных нефинансовых организаций (Passive NFE) с контролирующими их физическими лицами («бенефициарными владельцами»). Пассивными называются те компании любой организационно-правовой формы, в которых более 50% дохода генерируют пассивные источники (недвижимость, дивиденды, роялти и т.д.).

Данные об этих финансовых счетах будут подаваться в налоговые органы юрисдикций, налоговыми резидентами которых являются компания и/или контролирующие лица.

Информация о счетах и владельцах активных компаний передаваться не будет. Активными считаются нефинансовые организации с пассивным доходом за прошедший календарный год менее 50%.

Объем активов, порождающих пассивные доходы или предназначенных для их получения, должен составить за тот же период менее 50%.

То есть активные резидентские компании, например, на Кипре или на Мальте, которые платят корпоративный налог, не попадают под автоматический обмен.

Что изменится в жизни россиян после начала работы этого обмена?

Для рядового гражданина РФ, а точнее  валютного резидента, ничего не изменится, только если у него нет иностранных «финансовых счетов», таких как банковские счета и вклады, вложения в ценные бумаги, инструменты коллективных инвестиций и т.д., о которых он должен был сообщить в налоговый орган.

В российском законодательстве есть разница между статусами налогового и валютного резидента.

Статус налогового резидента определяет Налоговый кодекс РФ, который говорит, что им считается гражданин РФ, постоянно проживающий более 183 календарных дней в течение последующих 12 календарных месяцев на территории РФ (с учетом остальных особенностей НК РФ).

Валютным резидентом согласно Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» являются граждане РФ, за исключением тех граждан РФ, которые проживают не на территории РФ более одного года (с учетом остальных особенностей закона).

Если же у россиянина – налогового и валютного резидента есть банковский счет за рубежом, то он обязан уведомлять о нем уже сейчас, а лучше с момента его открытия в соответствии с действующим российским законодательством.

А если на этот счет еще и поступали денежные средства, то тогда  надо представить и отчет о движении денежных средств и в случае необходимости налоговую декларацию по НДФЛ.

В противном случае соглашение об обмене информацией по финансовым счетам может принести неприятные сюрпризы для таких россиян.

Каково состояние дел сейчас в РФ?

Автоматический обмен может стать одним из альтернативных источников информации, с помощью которого налоговые органы РФ смогут установить факт наличия у налогового резидента РФ незадекларированного счёта в иностранном банке или незадекларированной контролируемой иностранной компании, а также получения дохода, подлежащего обложением НДФЛ. Все эти вновь выявленные обстоятельства будут являться правонарушением и могут повлечь меры налоговой (ст. 119, 122, 129.5, 129.6 НК РФ), административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 198, 199 УК РФ) ответственности.

Тема присоединения России к международному обмену информацией для борьбы с трансграничными схемами уклонения от налогов уже живет несколько лет, и пока до конца неизвестно, когда начнет полноценно функционировать этот обмен и какие результаты принесут для россиян их операции с зарубежными финансовыми счетами.

 Но в связи с тем, что в последние годы законодатели очень активно разрабатывают и внедряют законы, позволяющие получать больше данных о доходах и активах россиян, и штрафные санкции за нарушение этих законов довольно серьезные, то, как минимум, совершая какие-либо операции со своими доходами и имуществом, нужно обладать как можно большим объемом информации и взвешивать все принимаемые решения как с точки зрения выгодности, так и законности.

И следующий вывод, который напрашивается, банковская тайна, как юридический принцип, перестала защищать информацию о банковских счетах не только в России, но и почти во всех странах за рубежом.

Источник: https://rostsber.ru/publish/tax/foreign_accounts_info.html

Автоматический обмен налоговой информацией (CRS) 2018

Автоматический обмен налоговой информацией: список стран. Соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией

После присоединения России к Международной Конвенции ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией мировое сообщество вело активные споры по поводу того состоится ли по факту автоматический обмен налоговой информацией с Россией или нет.

Главным аргументом в пользу того, что обмена не будет было отсутствии подписанных с Россией двусторонних соглашений об обмене. И вот 21 декабря 2017 г. на официальном портале ОЭСР http://www.oecd.

org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/exchange-relationships/ рядом с «Россией» вместо нулей появились цифры «Россия 56/73», это значит, что ИЗ России налоговая информацией будет в автоматическом режиме отправляться в 56 стран, но самое главное, что В Россию также в автоматическом режиме будут направлены сведения из 73 государств. Кто будет направлять эти сведения? Что будет включаться в перечень обязательной информации для передачи? И что со всем этим делать? Речь об этом пойдет ниже.

Свежие изменения: 14 октября 2018 года: «Россия 61/86«.

Какие страны будут передавать информацию в Россию и за какие налоговые периоды

Как было указано выше, всего таких стран 86 — количество довольно внушительное.

Это АвстрияАндорра, Аргентина, Австралия, Барбадос, Бельгия, Белиз, Бермудские острова, Бразилия, Британские Виргинские острова (BVI), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, ГонконгДания, Джерси, ИсландияИспания, Индия, Индонезия, Ирландия, остров Мэн, Италия, Кайманы, Китай, Колумбия, острова Кука, Коста-Рика, Кюрасао, Кипр,  Корея, Латвия, Ливан, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Малайзия, Мальта, Маврикий, Мексика, Монсеррат, Науру, Нидерланды, Н.Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Пакистан, Польша, Португалия, Румыния, Сент Люсия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшельские острова, Сингапур, Словакия, Словения, острова Туркс и Кайкос, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Уругвай, Фарерские острова, Финляндия, ФранцияХорватия, Эстония, Южная Африка, Япония.

За налоговый период с 01 января по 31 декабря 2017Андорра, Австралия, Барбадос, Бразилия, Болгария, Чили, Китай, Коста-Рика, Гибралтар, Индия, остров Мэн, Маврикий, Монсеррат, Науру, Н.

Зеландия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Африка, острова Туркс и Кайкос, Великобритания, Уругвай.

За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2018 — Ливан, Малайзия, Пакистан, Швейцария, Лихтенштейн
За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2019ОАЭ, Гонконг, острова Кука, Сент Люсия

Обмен налоговой информацией с ФНС РФ произошел 30 сентября 2018 г. со странами обмена за налоговый период с с 01 января по 31 декабря 2017 г.

КОММЕНТАРИЙ:
Если Вы открыли счет (на Вашу компанию или Ваш личный) в банке любой из указанных выше стран, то при определенных условиях сведения о Вас, компании, в которой Вы являетесь «контролирующим лицом», и Вашем счете в автоматическом режиме (а не по запросу, как было ранее) будут выгружены и переданы в налоговые органы страны Вашего налогового резидентства — для налоговых резидентов РФ — в ФНС РФ.

Здесь Вы можете ознакомиться со Standard for automatic exchange of financial information in tax matters, регулирующим основные положения, о которых ресь пойдет ниже.

Какие страны НЕ передают информацию в Россию по состоянию по состоянию на октябрь 2018 г

К таким странам в том числе относятся:

  • США (не присоединились к CRS)
  • Грузия (не присоединилась к CRS)
  • Черногория (не присоединилась к CRS)
  • Таиланд (не присоединился к CRS)
  • Турция (не подписала с Россией двустороннего соглашения)
  • Израиль (не подписал с Россией двустороннего соглашения)

Кто является «контролирующим лицом» иностранной компании

Если у Вас есть иностранная компани, то в ФНС РФ будет передана информация только в отношении «Контролирующего лица» (Controlling Person) — лицо прямо или косвенно контролирующее более 25% акций компании либо иное лицо, осуществляющее фактический контроль над компанией, являющегося налоговым резидентом РФ.

Если у Вас есть личный счет в иностранном бынке, то в ФНС РФ в любом случае будет передана информация о счете.

Какие институты/органы/организации будут передавать информацию о контролирующем лице

Обязанность по сбору информации о контролирующем лице и передаче ее в местный налоговый орган лежит на RFI – reporting financial institution), под которыми понимаются банки, брокеры, депозитарии, инвест компании, фонды, управляющие активами, страховые компании (рег.агенты, проф посредники, правоохранительные органы под автоматический обмен и обязанность выгружать известные им сведения НЕ подпадают).

Иными словами, подпасть под обмен можно в первую очередь открыв счет в банке страны, которая обменивается информацияей с Россией. Если счет открывается на компанию, то большинство банков мира  в рамках проведения процедур compliance и KYC попросит клиента заявить бенефициара бизнеса — информация о нем и будет собираться и передаваться при определенных условиях в ФНС РФ.

Какая именно информация будет передаваться и как часто

Формат сообщения для обмена закреплен в Форме электронного отчета (см. выше) и содержит следующие сведения для обмена (clause 2 section 2 MCAA):

  • данные банка, где открыт счет
  • номер счета
  • отчетный период
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ — код страны, ИНН, наименование, регистрационный адрес
  • данные о контролирующем лице компании (код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания)
  • сумма поступлений и сумма списаний средств за отчетный период (БЕЗ расшифровки) и остаток на счете на конец отчетного периода

Перечень является закрытым – сведения, например, об источнике происхождения денежных средств, расшифроки по назначению платежей и контрагентам в него не включены, а следовательно не могут быть получены российской ФНС в автоматическом режиме – только по дополнительному запросу.

Выгрузка и автоматический обмен будут осуществляться  1 раз в календарный год, следующий за отчетным.

В какие страны будет передаваться информация о компании и ее контролирующем лице

Информация будет передавать банком в налоговый орган своего государства, а налоговый орган обязан будет направить:

  • в налоговый орган страны нахождения компании будет передана информация о счете — как для «активных», так и для «пассивных» компаний
  • в налоговый орган страны налогового резидентства контролирующего лица будет передана информация о счете и о контролирующем лице, НО ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ЕСЛИ компания подпадает под статус «пассивная НФО» по критерию вида дохода. «Пассивная НФО» — доля пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти, рента, консалтинг и т.д.) составляет более 50% за отчетный период.

В каких случаях информация о «контролирующем лице» компании НЕ будет подпадать под обмен и передачу

При соблюдении любого из следующих условий:

  • если агрегированный остаток по счету на 31 декабря отчетного года состаыялет менее $250 000 (clause 9 art. 17 CRS). Данное положение распространяется ТОЛЬКО на “Preexisting Entity Accounts”  — счета открытые до 01 января 2016 г. (страница 50 CRS, ссылка выше). Дословно следуя формулировке закона, «юрисдикция предоставляет банкам ПРАВО не проводить процедуры due diligence в отношении существующих счетов клиентов с агрегированным балансом менее $250 000 на конец года», то есть по умолчанию данные счета в обмен включаться не будут (возможны исключения, если компании по каким-либо причинам покажутся банкам подозрительными). Данное положение распространяется на ВСЕ, включая «активные» и «пассивные» компании, независимо от вида их деятельности.  цель данного послабления – разгрузить банки от работы со счетами, имеющими незначительные суммы
  • если лицо компания является «активной» — получающей более 50% активного дохода, например, занимается торговлей. «Пассивный» доход: дивиденды, проценты, роялти, рентные платежи. При этом, пассивность необходимо будет подтвердить по запросу банка и при заполнении соответствующих анкет

Информация о личном счете физического лица выгружается в автоматический обмен ВНЕ зависимости от суммы и вида доходов по нему.

ПРИМЕР:Компания в Великобритании контролируется налоговым резидентом России и имеет счет в банке Кипра.

Великобритания, Россия и Кипр присоединились к автоматическому обмене. Кипрский банк перед формированием информации, подлежащей передаче проводит due diligence клиента и выявляет:

Источник: http://gidprava.ru/mnp/2017/12/24/automatic-exchange/

Автоматический обмен финансовой информацией

Автоматический обмен налоговой информацией: список стран. Соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией
А. Гордон

По состоянию на 29 июня 2018 года

Налоговый адвокат Гордон А.Э,

Автоматический обмен финансовой информацией осуществляется Российской Федерацией с поименованными в перечне иностранными государствами, в целях взаимной помощи по налоговым делам и обеспечению администрирования налогов.

Перечень иностранных государств для автоматического обмена финансовой информацией утвержден ФНС России 30 мая 2018г.

В перечень государств для автоматического обмена финансовой информацией вошли 73 участника, в том числе и оффшоры.

Российская Федерация предполагает автоматический обмен финансовой информацией с государствами и территориями, с которыми заключены соответствующие международные договоры и соглашения.

Международный автоматический обмен финансовой информацией осуществляется исключительно с компетентными органами иностранных государств, и представляет собой предоставление Федеральной налоговой службой России налоговым органам иностранных государств и получение ФНС России от налоговых органов иностранных государств  информации, предусмотренной международными договорами и соглашениями Российской Федерации по вопросам налогообложения, на автоматической основе.

По правилам Налогового кодекса РФ (статья 142.1) для автоматического обмена финансовая информация, это информация:

— об операциях, счетах и вкладах клиентов,

— о сумме обязательств страховщика, заключившего договор добровольного страхования жизни, перед клиентами или выгодоприобретателями,

— о сумме денежных средств и стоимости имущества указанных лиц, находящегося в распоряжении организации финансового рынка в соответствии с договором о брокерском обслуживании или договором о доверительном управлении организации финансового рынка,

— о стоимости имущества указанных лиц, учитываемого организацией финансового рынка, осуществляющей депозитарную деятельность,

— о пенсионных счетах указанных лиц,

— об обязательствах центральных контрагентов перед указанными лицами,

О выплатах и операциях:

— совершенныхсо счетами и вкладами,

— произведенными по договором добровольного страхования жизни,

— по договором доверительного управления имуществом (в том числе удостоверенным выдачей инвестиционного пая),

— по договором о брокерском обслуживании,

— по депозитарным договором,

— по пенсионным договором,

— по договорам с центральным контрагентом и иными договорами, в рамках которых организация финансового рынка принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.

Финансовая информация о клиентах передается организациями финансового рынка (статья 142.1 НК РФ):

— кредитные организации,

— страховщики, осуществляющий деятельность по добровольному страхованию жизни,

— профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность,

— управляющий по договору доверительного управления имуществом,

— негосударственный пенсионный фонд,

— акционерный инвестиционный фонд,

— управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда,

-центральный контрагент,

— управляющий товарищ инвестиционного товарищества,

— иная организация или структура без образования юридического лица, которая в рамках своей деятельности принимает от клиентов денежные средства или иные финансовые активы для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах клиента либо прямо или косвенно за счет клиента.

Перечень государств, с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией (Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2018 г. N ММВ-7-17/360@ )

В соответствии с пунктом 1 статьи 142.3 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2018, № 9, ст.

 1291) и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г.

N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2017, N 40, ст. 5847), приказываю:

1. Утвердить Перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих территориальных налоговых органов и обеспечить его применение.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по двустороннему и многостороннему международному сотрудничеству по налоговым вопросам.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В. Мишустин

                                                                                                           Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 июня 2018 г.

Регистрационный № 51418

Приложение
к приказу ФНС Россииот 30.05.2018 г.

№ ММВ-7-17/360@

Перечень
государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией

Источник: http://gordon-adv.ru/articles/avtomaticheskiy-obmen-finansovoy-inf/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.