+7(499)495-49-41

Асоциальный образ жизни: что это и как с бороться с этим явлением

Содержание

Определение понятия «асоциальность»

Асоциальный образ жизни: что это и как с бороться с этим явлением

Прилагательное «асоциальный» употребляется применительно к широкому кругу понятий: асоциальный образ жизни, асоциальная личность, асоциальные семьи…

Во всех этих случаях имеется в виду, что определенный человек (а может, и группа людей) в той или иной степени не соблюдает принятые в обществе нормы. Ведь «асоциальный» — это буквально «антиобщественный», отрицающий общество, не считающийся с потребностями его членов.

Тип личности

Психологи выделяют так называемый асоциальный тип личности (иначе он именуется социопатическим типом или просто социопатом). Характеристика такого типа обычно состоит из следующих основных черт:

  • Неспособность выразить свои эмоции.
  • Игнорирование гласных и негласных правил, сложившихся в социуме.
  • Легкость манипулирования другими, убедительное разыгрывание ролей, ложь в собственных интересах.
  • Агрессия как универсальный ответ на внешние раздражители.
  • Отсутствие стыда и угрызений совести, неспособность понять, что его поступки приносят страдание людям вокруг.
  • Уверенность в правильности своего поведения.
  • Импульсивность, желание удовлетворить потребности немедленно, здесь и сейчас.
  • Эгоизм. Собственные потребности всегда на первом месте, выше потребностей и нужд окружающих, выше каких-либо общественных ограничений.

Вообще, стоит заметить, что асоциальность может принимать самые разнообразные формы, соответственно, не существует и четко ограниченного набора особенностей, свойственных характеру социопата. Тем не менее в попытках выделить самые яркие черты, позволяющие с большой уверенностью говорить об асоциальном типе личности, был составлен список из четырех пунктов.

Во-первых, это уже отмеченная импульсивность. Асоциальная личность живет одной секундой, не способна долго обдумывать решения и взвешивать все «за» и «против», а главное, жаждет молниеносного исполнения собственных желаний.

Во-вторых, такой человек не может искренне любить, не может проявлять нежность и чуткость к партнеру. Парадоксально, что при этом асоциальные люди часто внешне привлекательны и харизматичны и, как следствие, окружены поклонниками. Однако максимум, который эти поклонники получат, — поверхностные отношения, недолговременные связи.

Рекомендуем: Что такое антропофобия?

В-третьих, асоциалы никак не используют прошлый негативный опыт. Иными словами, бесполезно надеяться, что социопат вспомнит, сколько страданий другим и (или) неудобств ему принес тот или иной его поступок, и не будет его повторять.

Наконец, и эта черта также уже отмечалась, асоциальный человек никогда не станет испытывать чувство вины или мучиться угрызениями совести. Он просто не в состоянии понять, за что его осуждают.

Ребенок-социопат

Упоминавшиеся особенности, как правило, становятся заметны достаточно рано. Асоциальные дети капризны, раздражительны, часто гиперактивны, стремятся контролировать взрослых и любой ценой добиться того, чего они хотят. Они жестоки со сверстниками, часто оскорбляют или унижают их.

Асоциальное поведение подростков проявляется в интересе к запретному, осуждаемому в обществе времяпрепровождению. Употребление алкоголя, наркотиков, ранние и беспорядочные половые связи, членство в криминальных группировках и другие типичные виды асоциального поведения становятся обыденностью для таких молодых людей.

Кстати, интересное наблюдение: для участников преступной группировки обычно большое значение имеют правила, действующие внутри нее, в том числе, например, правила, запрещающие выдавать других членов банды, требующие проявлять уважение к лидеру и так далее. Эти правила требуют принимать и учитывать потребности других, в то время как асоциальные личности таким образом поступать не станут никогда.

Рекомендуем: Что делать, если ребенок дерется?

Важно понимать, что однократные асоциальные поступки не означают, что у вашего сына или дочери асоциальное расстройство личности. Но если все описанные явления наблюдаются регулярно, да и заключения специалистов соответствующие, то скорее всего у ребенка действительно склонность к асоциальности.

Из ребенка, предрасположенного к социопатии, полностью асоциальная личность развивается не со стопроцентной вероятностью. Как вообще возникают асоциальные наклонности, можно ли с ними бороться? Иначе говоря, врожденной или приобретенной является асоциальность? Разберемся с причинами, вызывающими асоциальное расстройство.

Причины возникновения

Существуют три взаимосвязанные группы факторов, под влиянием которых формируется социопат.

К первой группе относятся биологические факторы. Действительно, асоциальность может передаваться по наследству, главным образом это касается криминогенных наклонностей. Кроме того, ее могут вызвать различные хромосомные нарушения в развитии плода, употребление матерью алкоголя или наркотиков во время беременности, осложнения при родах.

В перечень социальных факторов входят, например, грубое или агрессивное обращение с ребенком в семье, равнодушие к нему, недостаток внимания.

Такая разрушительная для психики — даже взрослого, а не только растущего человека! — обстановка часто свойственна семьям, где родители сами имеют психологические проблемы, поэтому можно говорить о том, что социальные факторы часто накладываются на биологические, а следовательно, возрастает вероятность развития и укрепления социопатических черт личности.

Рекомендуем: Почему ребенок не слушается?

Подобные асоциальные семьи нуждаются в надзоре со стороны органов опеки. В крайних случаях необходимо разделять детей и родителей, чтобы ребенок видел перед собой другие примеры, ценности и ориентиры. Также профилактика асоциального поведения может включать и другие мероприятия, среди которых наиболее распространены следующие:

  • Привлечение детей с асоциальными наклонностями к занятиям спортом, творческой или другой внеклассной работой (чтобы обеспечить необходимый выплеск энергии).
  • Пропаганда здорового образа жизни и одобряемого обществом поведения.
  • Беседы психолога как с родителями, так и с детьми.

Профилактика асоциальных явлений, разумеется, даст должный результат только в том случае, если будет проводиться и в школе (или другом учреждении, которое посещает ребенок), и дома.

Асоциальный ребенок обладает особенным типом мышления, и это — личностный фактор, способствующий развитию социопатических наклонностей. Тип мышления, о котором идет речь, предполагает неадекватную оценку социальной ситуации.

Человек заранее настроен на то, что все поступки окружающих, которые ему не нравятся, совершаются специально, чтобы причинить неудобства именно ему. Он ожидает, что люди вокруг будут проявлять по отношению к нему злобу и агрессию, и сам намерен отвечать тем же.

Рекомендуем: Понятие адаптации в психологии

А когда ровесники или взрослые действительно раздражаются, кричат или даже применяют физическое насилие, личность, предрасположенная к асоциальности, только укрепляется в верности своих взглядов. Замкнутый круг, разорвать который чрезвычайно сложно.

Таким образом, причины асоциального поведения могут объясняться биологическими, социальными и личностными факторами, а вероятнее всего, комбинацией нескольких из них. Евгения Бессонова

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/asocialnost.html

Асоциальная личность: элементы поведения

Асоциальный образ жизни: что это и как с бороться с этим явлением

 Асоциальный человек  – тип личности, равнодушный к нормам и правилам поведения в обществе. Он не испытывает привычных человеческих эмоций – жалости, сочувствия, стыда. Причина асоциальности может заключаться в медицинских, педагогических и социальных факторах.

Асоциальному человеку все равно на правила общества — у него есть свои

Асоциальный человек — что это значит?

 Асоциальная личность  – это человек, поступки которого не вписываются в стандарты поведения современного общества. Он может нарушать правовые и морально-этические нормы намеренно либо по незнанию, не понимая, почему его поведение неприемлемо.  Другое название асоциальной личности – социопат.



Асоциальные люди равнодушны к установленным правилам и общественной морали, они не чувствуют стыда или сочувствия к окружающим. Полное отсутствие интереса к другим людям и извращённые понятия о моральных ценностях мешают им полноценно влиться в общество.

При отсутствии лечения и помощи девиантное поведение становится образом жизни, приводя к преступным деяниям, к заражению ВИЧ и ЗППП, а также к гибели.

Причины асоциальности

Девиантный тип личности формируется в результате следующих групп факторов:

  • медицинские;
  • педагогические;
  • социальные.

Медицинские причины

Шизофрения одна из причин асоциальности

К медицинским факторам, провоцирующим асоциальность, относят:

  • поражения плода внутри утробы;
  • инфекции и травмы головного мозга;
  • психосоматические отклонения;
  • шизотипическое расстройство,
  • шизофренические состояния;
  • инфантилизм, СДВГ, гебоидность.

Педагогические причины

Среди причин девиантности, проявляемым при неправильном воспитании, выделяют:

  • отрицательный пример родителей и других членов семьи;
  • излишне высокие требования к ребёнку;
  • гиперопека либо отсутствие опеки как таковой;
  • игнорирование потребностей ребёнка;
  • потакание всем прихотям;
  • частые и несправедливые наказания;
  • отсутствие доверительных отношений в семье.

Излишняя забота о человеке приводит к асоциальному образу жизни

Социальные причины

В социальных факторах девиантного поведения можно отметить следующие:

  • проблемы в общении со сверстниками у детей и подростков;
  • желание самоутвердиться за счёт других;
  • материальное и социальное неравенство;
  • проживание в неблагополучной семье;
  • влияние религиозных сект, субкультур;
  • травля, издевательства, насмешки;
  • физическое и сексуальное насилие.

Также к социальным причинам относятся зависимости, провоцирующие девиантность.

Признаки асоциального поведения

К общим признакам, характерным для девиантного типа личности, относятся:

  • проблемы во взаимодействии с людьми;
  • конфликты или отсутствие контактов с окружением;
  • частая смена увлечений и круга друзей;
  • отсутствие интереса к работе, учёбе;
  • рассеянность, проблемы с концентрацией внимания;
  • низкий уровень ответственности;
  • нарушения сна: бессонница, дневная сонливость;
  • повышенный или пониженный аппетит;
  • частые перемены в настроении;
  • равнодушие и жестокость к окружающим;
  • заниженная либо завышенная самооценка.

Частая смена настроения один из признаков социопатии

Также к симптомам асоциальности может относиться низкая или очень высокая степень интеллекта пациента. Девиантный человек может обладать незаурядными способностями либо напротив, не успевать по всем дисциплинам.

Существует 4 основных формы проявления асоциального поведения:

  • аддиктивная;
  • аморальная;
  • противоправная;
  • преступная.

Для каждой из них характерен свой набор признаков и симптомов.

Аддиктивный тип

 Аддиктивная форма асоциальности  – тип поведения, характеризуемый бегством от жизненных проблем. Он характеризуется направленностью человека «в себя», избеганием окружающего мира при помощи различных зависимостей.

Аддиктивное поведение может выражаться:

  • алкоголизмом;
  • наркоманией;
  • анорексией;
  • булимией;
  • нимфоманией;
  • трудоголизмом;
  • религиозным фанатизмом;
  • компьютерной и игровой зависимостью.

Алкоголизм как один из способов убежать от проблем относится к аддиктивному типу

Попытки сведения счётов с жизнью также могут быть проявление аддиктивности.

Аморальный тип

 Аморальная форма асоциальности  – тип поведения, неприемлемый для общества с нравственной точки зрения. Он нарушает этические правила поведения в обществе, и не несёт прямой угрозы общественному порядку.

Характерные элементы аморального асоциального типа личности:

  • промискуитетные связи;
  • проституция;
  • бродяжничество;
  • попрошайничество;
  • нежелание учиться и работать;
  • агрессивное поведение;
  • наркомания, алкоголизм;
  • богохульство с целью разжигания ненависти;
  • оскорбление других людей, в т. ч. близких.

Разгульный образ жизни относится к аморальному типу асоциального поведения

Прежде к аморальному подвиду асоциальности относились гомосексуальные связи. Это ошибочное суждение: ориентация определяется генетически и не зависит от типа личности.

Противоправный тип

Противоправное поведение включает в себя систематическое совершение асоциальных поступков, нарушающих правовые нормы современного общества.

К противоправным асоциальным деяниям относятся:

  • хулиганство;
  • драки и побои;
  • поджоги и вандализм;
  • оскорбления личности;
  • угоны без цели хищения;
  • мелкие кражи и грабежи.

Совершение подобных действий не наказывается уголовно из-за отсутствия серьёзной общественной опасности. Лица, замеченные за противоправным асоциальным поведением, попадают в поле зрения правоохранительных органов и нередко встают на учёт.

Драка относится к асоциальному поведению

Преступный тип

Преступный, или делинквентный тип асоциального поведения – постоянное либо однократное совершение действий, наказуемых уголовной ответственностью.

К преступному поведению относят:

  • кражи со взломом;
  • грабежи и бандитизм;
  • разбойные нападения;
  • мошенничество;
  • вымогательства;
  • организация беспорядков;
  • изнасилование, в т. ч. неудавшееся;
  • убийство, соучастие в убийстве.

Асоциальные люди, совершающие подобные действия, наказываются по всей строгости закона и могут принудительно лечиться в психиатрических учреждениях.

Изнасилование может повлечь за собой принудительной лечение в психиатрических лечебницах

Диагностика

Диагностикой девиантного поведения занимаются психиатр и клинический психолог. В качестве диагностических методов используется следующее:

  1.  Осмотр и беседа.  Специалист оценивает общее состояние пациента, его эмоциональное состояние, манеру речи и поведенческие черты. Задаются вопросы о семье, об учёбе или работе, об увлечениях и привычках человека.
  2.  Изучение данных о пациенте.  Врач изучает характеристику с места учёбы или работы, выписки из амбулаторной карты от врача-невролога, беседует с учителями, работодателями и сотрудниками полиции, если пациент стоит на учёте.
  3.  Опрос семьи, друзей.  Психолог или психиатр контактирует с близким окружением пациента, задаёт вопросы о его психоэмоциональном состоянии, об особенностях характера и об условиях проживания.
  4.  Психологическое тестирование.  Для определения особенностей личности пациента применяются тесты и опросники: ММОЛ, ПДО, шкала тревожности, опросник Айзенка.
  5.  Проективные методы.  Тесты Сонди и Розенцвейга, изобразительные исследования выявляют скрытые и подавленные эмоции пациента.

После диагностирования и установления девиантности поведения пациента начинают лечить психотерапевтическими, психокоррекционными и медикаментозными методами.

Профилактические мероприятия

Заботьтесь о психоэмоциональном состоянии своего ребенка

Предупреждение асоциального поведения у детей и подростков включает в себя следующие профилактические меры:

  • прививание правильных ценностей и образа жизни;
  • положительный пример родителей и других членов семьи;
  • доверительные отношения внутри семьи;
  • забота об эмоциональном состоянии ребёнка;
  • воспитательные меры: похвала, исправление;
  • психологические консультации;
  • информационно-профилактическая работа в школе.

В профилактике девиантности у несовершеннолетних учащихся должны участвовать педагоги, школьные психологи и семья ребёнка, находящегося в зоне повышенного риска.

Особое значение стоит уделить домашней профилактике и воспитательным мерам внутри семьи.

 Асоциальная личность  – человек, игнорирующий правила и нормы поведения в обществе. Справиться с этим состоянием можно при помощи врачебной диагностики, психологического и фармакологического лечения, а также своевременных профилактических мер.

Психические заболевания

Источник: https://lechusdoma.ru/asocialnaja-lichnost/

Диссоциальное расстройство личности (антисоциальное): что это такое и как лечить?

Асоциальный образ жизни: что это и как с бороться с этим явлением

Диссоциальное расстройство личности выражается как неустойчивая психопатия, люди с такой болезнью (социопаты) ведут асоциальный образ жизни, лишены высших нравственных чувств и не подчиняются общепринятым законам. Они нацелены лишь на самоудовлетворение, пренебрегая при этом возможными последствиями.

Отличительная черта социопатов – это неспособность контролировать и ограничивать свои действия и эмоции из-за недостаточной силы воли.

Больше всего данной патологии подвержен мужской пол. Как правило, это выходцы из неблагополучных семей и низшего слоя общества.

Многие люди, находящиеся «за решеткой» имеют диссоциальное расстройство личности, попавшие туда из-за нужды в острых ощущениях, своей импульсивности, безответственности и безразличия к общепринятым социальным нормам.

И, несмотря на неоднократное совершение противозаконных мероприятий и наказание за них некоторых индивидов, уроков из отрицательного опыта они не усваивают.

Антисоциальное расстройство личности, одновременно протекающее с иными видами заболеваний психики, к примеру, шизоидным или параноидальным расстройством личности, может привести к более серьезному нарушению приспосабливания в современном обществе.

Этапы развития и причины асоциального расстройства у человека

Личности, имеющие данный тип расстройства, уже с малых лет отличаются эгоистичностью, аморальностью, цинизмом, у них отсутствуют духовные интересы. Такие индивиды очень жестоки и лживы, зачастую они издеваются над теми, кто слабее, младше и беззащитными животными.

У них рано формируется враждебное отношение к родным и людям близкого окружения.

В период полового созревания асоциальные личности открыто показывают свое девиантное поведение, к примеру, устраивают побег из родного дома, не ходят на занятия образовательных учреждений, совершают жестокие поступки, поджоги или повреждают имущество, воруют, занимаются бродяжничеством.

При общении с другими людьми проявляют вспыльчивость, которая иногда приводит к агрессии и гневу. Со сверстниками, и не только, устраивают драки, сквернословят. Постоянное место деятельности они не переносят. В их послужной список входят множественные прогулы и постоянная смена работы.

Такие личности лишены душевных переживаний, не ценят традиции и устои, не имеют привязанности к родным и близким, неуважительно относятся к семье, нарушают общепринятые нормы и законы. По истечении некоторого времени такие люди оказываются в тюрьме. У одних индивидов при достижении 40 лет асоциальное поведение снижается, у других продолжает сохраняться весь жизненный цикл.

Асоциальное расстройство личности объясняется несколькими теориями: поведенческой, психодинамической, биологической и когнитивной. Рассмотрим более подробно:

  1. Сторонники поведенческой теории предполагают, что антисоциальное расстройство личности могло появиться у человека путем подражания. В роли доказательства этому свидетельствует большое распространение заболевания в семьях.
  2. Приверженцы психодинамического направления утверждают, что, как и другие виды расстройств личности, данная патология формируется с младенчества, когда ребенок лишен ласки и любви матери и отца, это приводит к полному недоверчивому отношению к окружающим. Дети, с диагнозом «диссоциальное расстройство личности», отчуждены от других людей в эмоциональном плане, идут на контакты с ними только с применением силы или деструктивным методом.

    Сторонники данной теории, в качестве подтверждения, приводят примеры, что люди с такой патологией в детстве чаще сталкивались со стрессом, разочарованием, эмоциональной напряженностью, которые проявлялись как нищета, насильственные действия в доме, склоки родителей или развод. Многие из таких детей были воспитаны в семьях, где отец или мать сами страдали таким расстройством психики.

  3. Некоторые исследовательские опыты показали, что антисоциальное расстройство личности зависит от биологических факторов. Такое чувство, как тревога у данного типа людей менее развито, это способно влиять на процесс – научиться что-либо делать. Этим можно объяснить то, почему таких личностей не учит «горький» опыт, или почему им с трудом удается понять эмоциональный настрой других людей.

    Исследования показали, что индивиды с данным нарушением психики, в отличие от других участвовавших, менее способны выполнять определенные задания, в которых нужно найти выход из лабиринта, где ключевые подкрепления – это различные наказания (штраф в денежном эквиваленте или удар электрошокером). Это можно объяснить тем, что плохие мероприятия или действия у таких личностей не вызывают чувство опасения, как у нормальных индивидов.

    Биологами было обнаружено, что реакция больных с таким расстройством нервной системы на предупреждение или ожидание стрессовой ситуации проходит с низким возбуждением головного мозга.

    В силу замедленного возбуждения автономной нервной системы им трудно осмыслять опасные и эмоциональные события.

    Асоциальная деятельность личностей с таким типом расстройства манит тем, что с помощью нее можно удовлетворить потребность в наибольшем возбуждении. Такой теорией объясняется и поведение людей, ищущих острых ощущений.

  4. Сторонники когнитивной теории делают предположения, что индивиды с асоциальным поведением придерживаются правил, согласно которым какие-либо значимые потребности окружающих людей для них не важны. Они не воспринимают во внимание позицию, которая существенно отличается от их собственной.

Другие бихевиористы полагают, что некоторые родители непредумышленно развивают у своего потомства асоциальное поведение, постоянно подкрепляя враждебное поведения детей.

К примеру, когда ребенок отличился нехорошим поведением (игнорирует просьбы отца или матери отвечает на них насильственными методами), чтобы достичь примирения, родители идут на уступки.

Таким действием, они развивают в своем дите упрямство, или даже жесткость.

Не исключена возможность развития данного расстройства психики в результате перенесенных заболеваний и травм мозга головы. В этом случае у пациента обнаруживаются нарушения неврологического характера.

к оглавлению ↑

Клинические проявления

У больного человека диссоциальное расстройство личности проявляется явным самодовольством, твердым убеждением в своей правоте, подкрепленной отсутствием критики в собственный адрес. Любое его порицание или осуждение расценивается негативно.

Такие индивиды халатно относятся к финансам. В результате распития спиртных напитков они по отношению к окружающим становятся злобными, устраивают конфликты, нередко приводящие к дракам. Люди с таким расстройством склонны к ограблениям, кражам, насильственным актам, мошенничеству. При этом ими движет не только корысть, но и жажда унижения других людей.

Личности с такой патологией пойдут на все ради получения своей выгоды. В них отсутствует сострадание, совесть, чувство раскаяния. Из-за своего эгоизма и неспособности к сочувствию и сопереживанию часто манипулируют близкими и окружающими людьми.

Индивиды с диссоциальным расстройством личности, чтобы добиться своей цели, могут лгать, угрожать самоубийством, имитировать признаки выдуманных соматических болезней.

Люди с данной патологией всегда пытаются получить от жизни как можно больше, используя запрещенные методы.

Их не волнуют возможные негативные последствия, так как чувство тревоги и вины в них подавлено. Если раскрываются их недобросовестные проступки, то они легко могут найти оправдание своим действиям.

Известный психотерапевт и психолог – Эрик Берн выделил два типажа людей больных таким расстройством:

  1. Пассивный. У людей, относящихся к такому типу, нет чувства совести, человечности, но они все же придерживаются некоторых норм, которые считают авторитетными, к примеру, действующих законов, веры. Данное поведение не провоцирует на явные конфликтные ситуации с окружающими людьми и позволяет формально соответствовать общепринятым нормам и требованиям.
  2. Активный. Такие люди не имеют ни внутренних, ни внешних ограничений. При острой нужде они на время могут стать порядочными, ответственными, но при малейшей возможности отказываются от примерного поведения и становятся прежними.

Личности с активным типом нарушения психики отрыто демонстрируют свой асоциальный характер, тогда как пассивные лживы и скрытны.

к оглавлению ↑

Лечение и прогноз диссоциального расстройства личности

Лечению данной болезни подвергается около одной трети всего населения. Пациенты с такой патологией в редких случаях обращаются за квалифицированной помощью, так как считают, что у них нет каких-либо причин для этого.

Но даже если человек с таким расстройством личности чувствует, что не находит общего языка с другими людьми, и приходит за консультацией на прием к психотерапевту, то вероятность того, что его состояние можно улучшить, невелики.

Это зависит от того, что асоциальные личности не способны на переживания и стабильное взаимодействие со специалистом.

Зачастую, инициаторами лечения такого заболевания у человека приходятся сотрудники правоохранительных органов, работники учебных заведений и другие.

Но эффективность такой терапии невелика, нежели самостоятельное обращение, так как человек испытывает в этом случае не только нежелание устанавливать контакт со специалистом, но и развивается внутреннее сопротивление такому действию.

Исключением такого лечения являются группы взаимопомощи, в которых больные не боятся быть осужденными и надеются на поддержку участвующих.

Терапия данного вида расстройства психики будет эффективна в случае, если проводить лечение будет опытный специалист – психотерапевт, который не поддастся на провокации и манипуляции больного, а также положительный результат будет, достигнут в случае, если в комплексной терапии участвуют небольшое количество ведомых пациентов.

Лекарства показаны, если больной имеет ярко выраженную импульсивность и тревожное или депрессивное состояние. Ввиду большой вероятности образования зависимого состояния к препаратам, и как следствие снижение мотива к психотерапевтическому процессу, назначают небольшие курсы с малыми дозами.

Прогноз такого заболевания во многих случаях отрицательный, так как такое расстройство личности почти не поддается полному излечению.

Источник: http://oinsulte.ru/kognitivnye/rasstrojstvo/asocialnoe-rasstrojstvo-lichnosti.html

Кто такой асоциальный человек и что такое асоциальный образ жизни

Асоциальный образ жизни: что это и как с бороться с этим явлением

Antonio Guillem/shutterstock.com Полезно знать

Понятие асоциальности в том значении, в котором мы все его знаем, сформировалось относительно недавно. Асоциальной личностью в двадцатом веке начали называть тех, поведение и жизнеустройство кого не соответствовало общепринятым нормам этики и морали.
Асоциальные элементы это:

  • личности без определенного места жительства,
  • попрошайки,
  • зависимые от алкоголя и наркотиков,
  • люди с отличным от социального поведением вследствие проблем со здоровьем психического характера.

Исторически же слово «асоциальность» («а» из древнегреческого – частица, означающая отрицание) означало то же самое, но не было сугубо отрицательным. Им называли монахов и во многих религиях такой образ жизни был положительной чертой, так как подразумевал отдаленность от общества для более близкого служения богу.

Сейчас же в обществе понятие приняло сугубо негативную окраску.

Что означает асоциальный образ жизни?

Привычный всем социальный образ жизни — это некий набор действий, которые человек совершает всю жизнь:

  • получает образование,
  • работает,
  • общается со знакомыми,
  • создает семью,
  • воспитывает детей.

Противоположный ему образ жизни – это поведение, которое противоречит социальным нормам. Те, кто ведет такой образ жизнь, сознательно или несознательно противопоставляют себя обществу, живут вопреки установленным нормам и канонам.

Часто такой быт – деструктивный по отношению к окружающим и из-за этого к асоциальным личностям в обществе сформировалось негативное отношение. Сформировалось мнение, что те:

  • кто не работает, обеспечивает себя незаконными способами;
  • кто не общается с окружающими, делает это из-за психических причин;
  • кто не создает семью и не воспитывает детей, делает это из-за проблем с насилием со своей стороны.

Это так, но не всегда. Такие проявления чаще характерны для мизантропов – тех, у кого развита ненависть к окружающим. Им также присущ асоциальный образ жизни, но развивается он на фоне иного мировоззрения.

Причины противоположного социальному образу жизни часто не зависят от воли человека. Его развитию могут способствовать:

  • отсутствие средств к существованию,
  • отсутствие дома,
  • проблемы в отношениях с родными,
  • развитие зависимостей от азартных игр, алкоголя или наркотиков.

В любом из этих случаев человек нуждается в поддержке. Но из-за негативного отношения со стороны общества он ее не получает, все больше погружаясь в проблемы без возможности преодолеть их.

Шансов вернуться к нормальной жизни у человека мало, формируется стойкий образ жизни, который все больше противоречит установленным нормам.

Что такое асоциальное поведение человека?

Что же отличает асоциального человека? Какое поведение для него характерно? Если спросить об этом любого, то характеристики получатся сугубо негативными. Но к этому вопросу нужно подойти более широко. Такое поведение можно охарактеризовать двумя простыми тезисами:

  • частичная или полная самоизоляция от общества, которая провоцирует изоляцию асоциальной личности и со стороны общества;
  • негативное отношение такого человека к обществу, которое оборачивается и обратным негативом.

Эти характеристики обладают эффектом бумеранга. Развитие асоциальности исходит от человека, но затем идет ответная реакция со стороны социума.
Если разбирать такой тип поведения на более мелкие частицы, то мы увидим, что он характерен:

  • отсутствием желания законно работать на благо себя, своих родных и общества;
  • отсутствием желания создавать семью или жить с ней;
  • отсутствием желания участвовать в жизни социума.

Эти три пункта становятся причиной:

  • попытки найти средства для существования на грани или за гранью закона;
  • общение с себе подобными асоциальными личностями, с которыми есть хоть какие-то общие интересы;
  • развитие образа жизни, который чужд социуму, и который провоцирует развитие проблем и неудобств для тех граждан, которые не воспринимают асоциальность в ее сути.

Суммируя все сказанное можно прийти к выводу, что асоциальность – это один из видов психического расстройства. Его отличительная черта – поведение, которое наносит вред обществу или не приносит никакой пользы.

Существует тонкая грань между асоциальным и антисоциальным поведением. Антисоциальная личность целенаправленно действует против общепринятых социальных уставов.

Может ли асоциальное поведение быть положительной чертой?

В отдельных случаях отчуждение от общества – это не зло, а благо. Положительной такую черту считают в религиозном мире, где отдаление от социума – шаг на сближение с богом. И такие примеры не единичны.

Также существуют случаи осознанного проявления асоциального характера. Их принято называть кризисами определенного возраста. Человек осознанно уходит «в себя», ограничивает свое общение с окружающим миром, чтобы разрешить внутренние проблемы.

Никакого вреда обществу такое поведение не приносит, а после определенного периода человек возвращается к нормальной жизни.
Поэтому нельзя асоциальность считать сугубо отрицательной чертой. Ее нужно оценивать по отношению к каждому случаю.

Кто такой асоциальный человек?

Подытоживая то, что было сказано выше о таком образе жизни и поведении, можно прийти к единственному правильному заключению:

Асоциальной называют личность, которая в силу некоторых причин живет жизнью, не соответствующей общепринятым нормам поведения и морали.

Заметьте, в этом определении нет негатива, так как обобщать все случаи нельзя. Асоциальность может быть положительной, нейтральной или негативной чертой. Такой тип поведения может проявляться и из-за проблем со здоровьем.

Он характерен для шизофрении, при которой проявляется крайняя степень противопоставления обществу – абсолютная неспособность больного строить отношения с окружающими.

А негативное отношение к больным не соответствует нормам морали.

Еще один, достаточно распространенный пример– подростковые субкультуры. В возрасте 13-17 лет молодые люди часто прячутся от внешних проблем в себе, не желая искать помощи у родителей.

Такое состояние очень опасно, так как может провоцировать психические расстройства и суицидальные настроения. Заметив асоциальное поведение у подростка, важно помочь ему решить проблемы усилиями родителей и психолога.

Асоциальность в негативном понимании –серьезная проблема, требующая комплексного подхода в ее разрешении:

  • лечении, часто принудительном, личностей с психическими заболеваниями;
  • помощи людям, для которых такой образ жизни – вынужденная мера;
  • социальной адаптации тех, кто вел асоциальную жизнь из-за проблем с законом.

Во многих странах работают эффективные национальные программы по социализации таких людей, и они показывают результат. Это подтверждает то, что асоциальность – это не приговор. Но для возврата в социум такие люди нуждаются в помощи.

Источник: https://vrachiha.ru/articles/polezno-znat/kto-takoj-asotsialnyj-chelovek-i-chto-takoe-asotsialnyj-obraz-zhizni/

Асоциальная личность: стиль поведения таких людей и способы его коррекции

Асоциальный образ жизни: что это и как с бороться с этим явлением

Асоциальная личность – это индивид, у которого слишком занижено или полностью отсутствует чувство ответственности за свои поступки, интерес и сострадание к окружающим, а также у такого человека преобладает низкий уровень моральных ценностей.

В целом же асоциальность – это поведение человека, которое никак не укладывается в рамки общепринятого, не соответствует правилам и моральным нормам.

Если человек не стремится к взаимодействию с окружающими и у него выражена мотивация только на одиночную деятельность – о нем говорят, что он асоциален.

Это определение противоположно антисоциальности, поскольку люди со склонностью к последнему проявляют свою неприязнь к окружающим и к обществу в целом открыто.

статьи:

  • Причины
  • Признаки асоциальности
  • Лечение

Причины

Как правило, асоциальное расстройство личности уходит своими корнями в глубокое детство человека, а его признаки становятся заметными с ранних лет.

Если родители относятся к ребенку невнимательно, игнорируя странности в его поведении, асоциальные черты со временем проявляются все более открыто.

Какие причины и семейные обстоятельства приводят к развитию подобных нарушений? Вот основные из них:

  • асоциальное отклонение, протекающее на фоне сопутствующих психических патологий;
  • пристрастие к пагубным привычкам, таким как наркомания, алкоголизм и девиантное поведение, демонстративно проявляющееся в обществе;
  • враждебная обстановка в семье, когда родители не проявляют должного внимания и уважения друг к другу и к собственным детям;
  • отсутствие рядом с мальчиком отца, вследствие чего он становится лишенным эталона правильного мужского поведения перед глазами;
  • чрезмерная опека над ребенком, подавление его самостоятельности, либо наоборот, полное отсутствие внимания и интереса к его потребностям.

Часто признаки асоциации начинают проявляться именно в подростковом возрасте, который считается переломным в жизни любого ребенка. Если в семье нормальная здоровая обстановка и ребенок находится в стихии понимания и гармоничного взаимодействия с социумом – он сможет развивать свою личность, контактировать с окружающими и выдвигать адекватные требования как к другим, так и к себе.

В здоровой семье любое отклонение в поведении подростка сразу становится заметным, и родители незамедлительно принимают меры по устранению провоцирующих факторов. Дети, растущие в неблагоприятной семейной обстановке, часто впитывающие пагубное влияние улицы и асоциальных сверстников, начинают проявлять признаки девиантного поведения, носящего разрушающий характер.

Как проявляется асоциальность у подростков:

  1. Нарушение в формировании у подростка социальных норм и правил поведения, которые устоялись в семейных, школьных и социальных отношениях. Проявляются нарушения нежеланием учиться, демонстративной агрессией, склонностью к пагубным пристрастиям и суициду.
  2. Асоциальные проступки, связанные с нарушением общественного порядка, в частности это поджоги, мелкие кражи, вымогательство, побои и прочие уголовные хулиганства.
  3. Бегство от реальных проблем с помощью ухода в собственный мир. Часто признаком такого проявления является психосоматика – ребенок может страдать от булимии или анорексии, компьютерной зависимости, привязанности к религиозным сектам.

Подытоживая, можно сказать, что нарушения, закладывающиеся в раннем детстве и подростковом возрасте, могут формироваться по причине трудностей в семье, неприятия ребенка сверстниками и постоянных насмешек, низкого уровня самооценки, неуверенности в себе, а также после перенесенного физического или морального насилия.

Исследования ученых доказали, что асоциальность передается по наследству, так например, у усыновленных детей часто проявлялись склонности к насилию и садизму, оставшиеся от биологического отца на генном уровне.

Агрессивное поведение, осложненное низким уровнем интеллектуального развития, заставляет подростка вырабатывать соответствующие реакции на любое взаимодействие с окружающими.

Находясь в ожидании агрессивного поведения по отношению к себе, действия других людей такие подростки интерпретируют с собственной недоброжелательностью, поэтому любые насмешки или критику воспринимают как намеренное унижение собственного достоинства, отвечая на это неконтролируемыми выпадами.

Каковы будут результаты таких нарушений? Открытые проявления асоциализации проявятся в полной мере уже во взрослой жизни определенными симптомами.

Признаки асоциальности

Люди асоциальные проявляют свои личностные нарушения определенным стилем поведения, которое формируется уже в раннем возрасте. Дети с асоциальным расстройством склонны к следующей симптоматике:

  • они часто уходят из дома, могут пропадать на несколько дней, а по возвращении давать обещания, что такое больше не повторится, как правило, обещания не сдерживают;
  • часто дерутся, причем выбирают для проявления агрессии тех, кто слабее;
  • издеваются над животными;
  • постоянно врут сверстникам и родителям по разным причинам;
  • проявляют склонность к «дурным компаниям», где могут совершать поджоги, кражи и изнасилования;
  • не хотят учиться.

Симптомы асоциального поведения, проявляющиеся в дальнейшем во взрослой жизни:

  • трудности в работе, возникающие по причине лени и отсутствия мотивации (часто люди асоциальные не работают, хотя имеют для этого массу возможностей);
  • частые и ничем не обоснованные пропуски на работе;
  • раздражительность и агрессия, направленные как на окружающих посторонних людей, так и на членов своей семьи (избиение жены и детей);
  • склонность к уголовным проступкам;
  • игнорирование своих финансовых обязательств – асоциальная личность не отдает долги, не платит алименты детям, не помогает нуждающимся друзьям по причине отсутствия всякой ответственности;
  • неумение планировать собственную жизнь, проявляющееся частыми переездами и сменой работы.

Также во взрослой жизни у асоциальной личности не складываются семейные отношения по причине частого вранья, склонности к алкоголизму, отсутствие ответственности за здоровье и финансовое благополучие своих близких.

Асоциальный интроверт думает только о собственных потребностях, часто уходит в мир собственных фантазий и не стремится выживать в гармонии с социумом. Недаром в XX веке асоциальными считали монахов, отшельников и бродячих.

Такой политический термин собирал в себе все низшие слои общества – попрошаек, наркоманов, бездомных, проституток и просто людей с психическими расстройствами.

Лечение

Терапия асоциального поведения должна начинаться сразу, как только были замечены проявления девиантного поведения. Чаще всего к врачам обращаются родители детей с подобными нарушениями, которые жалуются на проявления беспричинной агрессии со стороны ребенка, его приверженность к плохим компаниям, нежелание учиться и контактировать с окружающими.

В таких случаях проводится индивидуальная терапия, которая ставит перед собой цель создание доверительных партнерских отношений между ребенком и родителями. Однако, индивидуальный подход не всегда эффективен при решении поведенческих отклонений.

Групповая терапия, которая считается более эффективной, направлена на повышение уровня контроля над гневом и на модификацию патологического стиля отношения с окружающими. Какие задачи ставятся перед родителями:

  • установка четких ограничений и ожиданий по отношению к ребенку;
  • соглашение между родителями и ребенком в отношении его ответственности за свои поступки и обязанности;
  • поощрение стремления ребенка к послушанию, повышению уверенности в себе и самоконтролю.

Техника психотерапевтического лечения включает в себя ролевые игры, практические занятия, моделирование ситуации. Перед началом лечения врач проводит тест на асоциальность, который может представлять собой рисуночные тесты, опросники. Обязателен тест Айзенка на определение экстра-интроверсии личности.

При лечении взрослых людей соблюдается тот же подход, с добавлением фармакотерапии. Специфических препаратов, созданных для коррекции асоциального поведения, не существует, но комплексная терапия обычно включает в себя:

  • литий;
  • препараты антипсихотического действия;
  • антиконвульсанты (вальпроевая кислота);
  • агонисты группы А2 (Клонидин).

Если симптоматика выражена чересчур ярко и поведенческие отклонения не подлежат обычной коррекции, показано помещение человека в психиатрический госпиталь.

Рассмотрев понятие асоциальная личность, кто это и каковы признаки подобного поведения, становится понятно, когда пора бить тревогу, если симптоматика проявляется у ребенка или близкого человека.

Патология не лечится в домашних условиях и, как правило, требует комплексной терапии, совмещенной с работой всех членов семьи, направленной на достижение гармоничных доверительных отношений (они должны быть основаны на ответственности, соблюдении моральных норм и самоконтроле).

Ермакова Марина Леонидовна, практический психолог, специалист по возрастной психологии

Источник: http://depressio.ru/slovar-terminov/356-asocialnyj-chelovek.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.