+7(499)495-49-41

Антикоррупционная деятельность: характеристика, организация мероприятий

Содержание

Антикоррупционная деятельность: характеристика, организация мероприятий

Антикоррупционная деятельность: характеристика, организация мероприятий

Антикоррупционная деятельность – способ борьбы с разрушительной проблемой, характерной для нашей страны. Коррупция в России стала важным фактором торможения экономического развития, она стала серьезной угрозой для демократических преобразований, приводит к тяжелым социальным последствиям.

Коррупция подрывает доверие обычных граждан к представителям власти, приводит к деградации социума, ухудшению социальных и политических структур. Подобный процесс наносит серьезный урон престижу и имиджу нашего государства на мировой политической арене.

Подобное явление просто захлестнуло власть на всех ее основных уровнях, поэтому так важна антикоррупционная деятельность. Этот феномен имеет серьезную общественную опасность. Коррупция приводит к разложению демократических институтов общества, вызывает серьезные опасения по поводу их существования.

Негативные последствия коррупции

Она приводит к нарушению равноправия в доступе людей к общественным и материальным благам, что недопустимо для демократического строя. Коррупция разлагает моральные принципы общества. Люди, которые далеки от политических игр, считают, что первые лица государства нечестны и «продажны». В реальной жизни часто возникают отголоски данного явления.

Организация антикоррупционной деятельности – обязательный элемент, направленный на восстановление у населения доверия к официальной власти. Коррупция проникла во все государственные сферы, в том числе и в правоохранительные органы.

Они прикрывают преступников, которые находятся в их рядах, что усугубляет коррупцию.

В нашей стране данная проблема считается негативной характеристикой муниципального и государственного управления, что является серьезным препятствием для стабильного экономического роста, увеличения конкурентоспособности российской экономики, улучшения благосостояния обычных граждан.

Антикоррупционная политика

Для ее осуществления используется такой мощный и эффективный инструмент, как публичный мониторинг. Антикоррупционная деятельность представляет собой целый комплекс последовательных действий, которые осуществляются на государственном уровне, предполагают вовлечение в их полноценную реализацию представителей бизнеса, власти, гражданского сообщества.

В 2008 году Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым был провозглашен курс на серьезную борьбу с коррупционными элементами. К концу этого же года Государственная Дума принимает ФЗ «О противодействии коррупции», а также предлагает план антикоррупционной деятельности. Одновременно были определены и федеральные рамочные правила, касающиеся подобной деятельности.

Коррупция как социальное явление

Это достаточно древнее явление, как и социальное общество, в котором жили люди. Человечество всегда пыталось понять причины коррупции, найти эффективные способы борьбы с ней. Известный китайский реформатор Ванг Анши упоминал в своих трудах два источника этого социального явления: плохих людей и неудачные законы.

В 14 веке Ибн Хальдун достаточно серьезно изучал основные причины возникновения коррупции. Он считал, что она возникает из-за стремления элиты к роскошной жизни. Ученый указывал на то, что подобная проблема ведет к серьезным экономическим трудностям. Если не ведется полноценная антикоррупционная деятельность, ситуация усугубляется.

Определение явления

Коррупция не имеет одного канонического определения. Она существует из-за того, что у должностного лица есть право на распоряжение определенными ресурсами, принятие либо непринятие им определенных решений.

Среди подобных ресурсов можно выделить бюджетные средства, муниципальную либо государственную собственность.

Должностное лицо, которое осуществляет сборы налогов, штрафов, платежей, пытается самостоятельно распоряжаться полученными ресурсами.

Проявления коррупции

Антикоррупционный стандарт деятельности предполагает принятие государственным служащим решения исходя из целей, которые установлены государственными законами, конституцией, а также иными нормативными актами.

Коррупция возникает тогда, когда подлинные цели подменяются корыстными предпочтениями представителя власти, воплощенными в конкретных действиях. Этого вполне достаточно для того, чтобы считать явление злоупотреблением своим служебным положением в личных целях.

Редко должностному лицу удается извлекать из своего служебного положения выгоду, действуя изолированно.

Чаще всего госслужащий вовлекает в противоправную деятельность иных лиц, к примеру, скрывая от общества незаконное присвоение средств, являющихся собственностью государства.

Ситуации, связанные с коррупцией

Приведем несколько конкретных примеров, которые можно связать с термином «коррупция». Например, командир полка строит себе личную дачу, используя государственные средства: военнослужащих, технику, материалы.

Его деятельность не попадает под классическое понимание коррупции. Руководитель, пользуясь своей властью и полномочиями, приобретает материальные блага за счет подчиненных лиц.

Руководитель расплачивается с «подельниками» дополнительными премиями, а также незаконным повышением их по карьерной лестнице.

Вторым примером является деятельность чиновников, которые должны, согласно российскому законодательству, работать честно.

В реальности многие чиновники принимают решения в отношении отдельных лиц, иным компаниям (индивидуальным предпринимателям) они устраивают настоящие испытания, прежде чем дают согласие на ведение бизнеса. В российской юриспруденции подобное поведение раньше называли мздоимством.

Интересные факты

В узком смысле под коррупцией принято подразумевать такую ситуацию, при которой должностным лицом принимается противоправное решение, позволяющее ему извлечь личную выгоду, либо предоставить особые условия компании-конкуренту, получив с него дополнительную материальную прибыль. Характерным признаком подобной ситуации можно считать решение, которое противоречит законодательству и общественным нормам. Обе стороны действуют по согласию, получая незаконные материальные выгоды и привилегии, пытаются любыми способами скрыть собственные действия.

Есть и такие случаи, когда под чужим давлением чиновники вынуждены принимать решение, противоречащее российскому законодательству. Это характерно для государственных служащих, которых втянули путем шантажа в преступную деятельность. Они не получают материальную выгоду, идут на преступления только из страха разоблачения.

Виды коррупции

В настоящее время выделяют низовую и верхушечную коррупцию. Вторая связана с политиками, высшим и средним чиновничеством, принятием ими решений, которые имеют высокую цену. К ним относят государственные заказы, законы, смену форм собственности.

Первая существует на низшем и среднем уровнях, характеризуется систематическим взаимодействием граждан и чиновников. К примеру, это относится к регистрации, штрафам, поступлению в образовательные учреждения. В такой сделке одинаково заинтересованы обе стороны.

К примеру, чиновник невысокого ранга выступает в роли взяткодателя по отношению к своему руководству взамен на то, что то будет покрывать его коррупционную деятельность. Подобные отношения называют «вертикальной коррупцией».

Для того чтобы справиться с подобной ситуацией, нужна систематическая антикоррупционная деятельность. Мероприятия, направленные на устранение этой «чумы 21 века», должны быть четко продуманы, логически построены.

Типология коррупции

Под данным явлением подразумевают получение нечестных денежных доходов, взяток государственными структурами, вымогаемых у обычных граждан для своего личного обогащения. В качестве участников этого процесса могут выступать не только представители государственной власти, но и менеджеры компаний, директора детских садов и школ, а также индивидуальные предприниматели.

Это явление можно считать обратной стороной функционирования любого централизованного государства, претендующего на контроль и масштабный учет.

По мере усложнения государственного аппарата модернизировалась коррупция, необходима была антикоррупционная деятельность.

Документы, контролирующие подобный процесс, утверждаются на уровне высшей государственной власти, они обязательны для всех структур.

Образовательная структура

Как должна осуществляться антикоррупционная деятельность в ДОУ? Существует определенный порядок действий, которым пользуются во всех детских садах. План мероприятий по антикоррупционной деятельности разрабатывается и утверждается директором.

В перечень должны выходить беседы с персоналом детского сада, направленные на пресечение возможных проявлений коррупции. Для того чтобы не допускать спорных ситуаций, полномочия по приему детей в группы были переданы в муниципальные органы власти.

Правительством разработана четкая последовательность мероприятий, согласно которым родители подают заявление на поступление их детей в государственные дошкольные учреждения через портал государственных услуг, получая после регистрации определенный номер.

По нему они смогут отслеживать статус поданного заявления, что полностью пресекает любые коррупционные действия со стороны руководства детского сада.

Профилактика коррупции в школах

Антикоррупционная деятельность в школе представляет собой систему четко спланированных мероприятий, не позволяющих руководству образовательного учреждения пользоваться своим служебным положением в личных корыстных целях.

Например, если ранее выдачей аттестатов об окончании школы занимался директор образовательной организации, то в настоящее время изготовление документов является автоматизированным процессом, что полностью исключает «продажу» аттестатов руководством школ.

Антикоррупционная деятельность в школе предполагает комплекс мероприятий, включая работу с педагогическим составом, позволяющих предотвращать коррупционные ситуации.

Например, пресекается исправление учителями оценок школьникам за взятку, сборы с родителей денег на ремонт в кабинетах, приобретение подарков учителям, покупку школьных учебников. По итогам года обязательно составляется подробный отчет. Антикоррупционная деятельность в образовательных учреждениях стала привычным явлением, она уже дала определенные положительные результаты.

Коррупция в России

Вплоть до восемнадцатого века она считалась вполне законным способом «прокормления» для государственных чиновников. С начала восемнадцатого века она стала считаться тяжким преступлением в любой форме.

В Советской России взяточничество стали считать контрреволюционной деятельностью, в качестве наказания за нее предполагался расстрел. В качестве первого громкого дела, связанного со злоупотреблением служебным положением, считается дело фирмы «Океан».

В перестроечный период данная тема стала актуальна в высших эшелонах власти.

Всесоюзную известность получили московские следователи Николай Иванов и Тельман Гдлян, которые раскрыли «хлопковое» дело. В 1999 году заместителем генерального прокурора РФ Юрием Чайка была озвучена информация, согласно которой наша страна вошла в десятку самых коррумпированных стран мира.

Заключение

После принятия Государственной Думой РФ (2009 год) закона, касающегося общих правил организации услуг, исполнения государственных функций, который позволял с граждан взимать плату за «государственные функции и услуги», результаты социологических исследований, проведенные в период с 2010 по 2017 гг., показали, что по-прежнему максимальная доля коррумпированности приходится на государственных чиновников. Существенный рост показала сфера образования, а также медицина. Подобная ситуация связана с записью детей в школу, детский сад, сдачей единых государственных экзаменов, сессий, поступлением в высшие учебные заведения. В средствах массовой информации по-прежнему обычные граждане узнают о серьезных злоупотреблениях своими служебными полномочиями губернаторами, их заместителями, чиновниками из аппарата президента.

Источник

Источник: http://IDeiforbiz.ru/antikorrupcionnaya-deyatelnost-xarakteristika-organizaciya-meropriyatij.html

План мероприятий противодействия коррупции – 2018

Антикоррупционная деятельность: характеристика, организация мероприятий

В целях обеспечения добросовестной работы в организации, учреждении или предприятии, требуется разработка и внедрение в практику определенных стандартов и процедур, направленных на борьбу с коррупцией, а именно: антикоррупционную политику в учреждении; порядок уведомления о фактах обращения в целях склонения работников организации к совершению коррупционных правонарушений и комплексный план реализации антикоррупционных мер, или – мероприятий по противодействию коррупции на очередной период 2017 года.

В этой статье, на примере, разберем приказ об утверждении плана работы, его типовой образец, выполнение плана, его анализ и исполнение комплекса мероприятий внесенных в него. В конце года составляется аналитический отчет по плану, строгого типовой формы которого не предусмотрено.

В соответствии указу Президента о национальной стратегии России и национальном плане в РФ, антикоррупционные планы и программы разрабатываются как в государственных органах исполнительной власти области (министерствах, администрации), так и муниципальных образованиях (районах, сельских поселениях). Планы работы нужно создавать и утверждать во всех организациях: в образовании (школе, техникуме, училищах и пр.), дошкольных учреждениях (детском саду), в суде, прокуратуре и т. д. Организуются заседания антикоррупционных комиссий, пишутся отчеты по реализации данной работы.

Примерный План-образец и правила составления

Вариант docx скачать можно здесь… Документ утверждается элементарным приказом руководителя организации по основным видам деятельности, соответственно, оригинал плана-программы подшивается к приказу. При необходимости внесения изменений в мероприятия, вносятся изменения в план и оформляются также приказом «О внесении изменений». Процедура аналогична и стандартна.

План может быть составлен на срок от одного года до трех: на 2017 год, или 2017, 2018 и 2019 годы.

УТВЕРЖДАЮ

Директор (руководитель) государственного бюджетного учреждения «НАИМЕНОВАНИЕ»

____________ Инициалы, Фамилия

__________________________ 2017 г.

План  мероприятий по противодействию коррупции в (государственном) (казенном, бюджетном, автономном) учреждении, организации, предприятии

«НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖЕДНИЯ»  на 2017 (2018, 2019) год

Под этой шапкой размещают таблицу из 5-ти колонок: № п/п, Мероприятие, Срок исполнения, Ответственные лица за исполнение, Отметка об исполнении.

Вторая колонка таблицы заполняется следующим содержимым по строкам:

  1. Проведение мероприятий по предупреждению коррупции в учреждении, в том числе:

— активизация работы по формированию у работников отрицательного отношения к коррупции, предание гласности каждого установленного факта коррупции в учреждении;

— формирование негативного отношения работников к дарению подарков в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

— недопущение работниками поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

  1. Проведение проверок по поступившим уведомлениям о фактах обращения к работникам учреждения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и направление материалов проверок в органы прокуратуры и иные федеральные государственные органы.
  2. Обеспечение работы телефона доверия для обращения граждан по фактам коррупционной направленности.
  3. Проведение анализа обращений граждан и юридических лиц в целях выявления информации о фактах коррупции со стороны работников учреждения и ненадлежащем рассмотрении обращений.
  4. Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна».
  5. Осуществление комплекса организационных разъяснительных и иных мер по вопросам противодействия коррупции (проведение семинара, технической учебы, индивидуальных консультаций).
  6. Ознакомление вновь принимаемых работников с законодательством о противодействии коррупции и локальными актами учреждения.
  7. Осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур.
  8. Осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета.
  9. Осуществление взаимодействия с правоохранительными органами, органами прокуратуры, иными государственными органами и организациями.
  10. Сбор и обобщение информации содержащейся в теле-, радиопередачах и публикациях в средствах массовой информации о коррупционных факторах.
  11. Представление в комитет социальной защиты населения Волгоградской области информации о выявленных коррупционных правонарушениях в деятельности работников учреждения и принятых мерах по их устранению.
  12. Представление в комитет социальной защиты населения Волгоградской области докладов о работе по предупреждению коррупции и мерах по совершенствованию этой работы для проведения обобщения и анализа.
  13. Анализ применения антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр.

Внизу документа указать должность лица, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

Перечень мер противодействия коррупции

Примерный перечень антикоррупционных мероприятий, которые могут быть предусмотрены в плане, приведен в Таблице 1 Методических рекомендаций Минтруда России.

Проведем анализ и рассмотрим блоки мероприятий в зависимости от их направления:

  1. Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений:
  2. Разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации.
  3. Разработка и внедрение положения о конфликте интересов, декларации о конфликте интересов.
  4. Разработка и принятие правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства.
  5. Присоединение к Антикоррупционной хартии российского бизнеса.
  6. Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки.
  7. Введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников.

Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур:

  • Введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т.п.).
  • Введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации (механизмов «обратной связи», телефона доверия и т.п.).
  • Введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов.
  • Введение процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности организации, от формальных и неформальных санкций.
  • Ежегодное заполнение декларации о конфликте интересов.
  • Проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности организации, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер.
  1. Обучение и информирование работников:
  • Ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в организации.
  • Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции.
  • Организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.
  1. Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита организации требованиям антикоррупционной политики организации:
  • Осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур.
  • Осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета.
  • Осуществление регулярного контроля экономической обоснованности расходов в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам.
  • Периодическое проведение внешнего аудита.
  • Привлечение внешних независимых экспертов при осуществлении хозяйственной деятельности организации и организации антикоррупционных мер.
  1. Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов:
  • Проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции.
  • Подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.

В качестве составной части или приложения к антикоррупционной политике организация утверждает план реализации антикоррупционных мероприятий. При составлении такого плана рекомендуется для каждого мероприятия указать сроки его проведения и ответственного исполнителя.

Рекомендации

Кроме указанных в перечне мероприятий в плане следует предусмотреть:

  1. обеспечение работы телефона доверия для обращения граждан по фактам коррупционной направленности (о работе телефона доверия необходимо информировать граждан посредством размещения объявления на информационном стенде, на официальном сайте учреждения);
  2. проведение ежеквартального анализа обращений граждан и юридических лиц, поступивших в учреждение, в целях выявления информации о фактах коррупции со стороны работников учреждения и ненадлежащем рассмотрении обращений;
  3. обучающие мероприятия по вопросам профилактики и противодействия коррупции работников;
  4. ознакомление под роспись вновь принимаемых работников с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в учреждении;
  5. проведение технической учебы, ознакомление работников под роспись с изменениями в законодательстве, регламентирующем вопросы предупреждения и противодействия коррупции;
  6. предоставление в комитет социальной защиты населения ежегодных докладов о работе по предупреждению коррупции и мерах по совершенствованию этой работы в учреждении.

Тема противодействия коррупции и борьбы с ней

Здесь представлен информационный материал и полный пакет документов по основам противодействия коррупции для любой организации, учреждения или предприятия.

Образцы приказов, документов, положений, а также картинки, видео, рисунки, карикатуры и фильмы.

Вашему вниманию предлагаются антикоррупционная политика, основы противодействия коррупции, планы мероприятий, ситуации конфликта и интересов и их предотвращение и урегулирование и многое другое. Читать далее…

Источник: http://alcostad.ru/plan-meropriyatij-protivodejstviya-korruptsii-2017/

Антикоррупционная деятельность: основные направления и мероприятия

Антикоррупционная деятельность: характеристика, организация мероприятий

Антикоррупционная деятельность в ДОУ предполагает проведение ряда мероприятий. Рассмотрим подробнее особенности данного термина, причины его возникновения, способы устранения явления.

Актуальность проблемы

Организация антикоррупционной деятельности необходима для борьбы с этим явлением. Размеры коррупционной угрозы, нависшей над российским обществом и государством, поражают.

В данное время во всем мире происходит активное обсуждение важных аспектов стратегии и методов борьбы с коррупцией, которая негативно воздействует на функционирование полноценного государственного механизма.

Антикоррупционная деятельность должна проводиться во всех структурах, включая и дошкольные образовательные учреждения. Только при комплексном подходе можно добиться поставленной цели, справиться с этой проблемой.

Особенности явления

В нашей стране, как и во многих развитых странах, проблема коррупции является особенно актуальной, препятствующей проведению важных политических и экономических преобразований, подрывающей авторитет власти. Данное явление мешает нормальному развитию торговых и экономических отношений между странами, развитию страны.

План мероприятий по антикоррупционной деятельности составляется в каждой отдельной организации, в нем обязательно учитывают специфику ее деятельности.

Сущность и признаки

Антикоррупционная деятельность является комплексом мероприятий, направленных на устранение данной проблемы. В стране отсутствует единый слаженный механизм профилактики таких правонарушений, что является препятствием для создания полноценного механизма борьбы с коррупционерами.

В широком смысле данный термин предполагает серьезное социальное явление, которое связано с разложением власти на базе поведения, связанного с корыстными целями.

В узком понимании такой термин, как коррупция, рассматривают как противоправное применение субъектами власти служебного положения в корыстных целях вопреки государственным интересам. Также к подобному явлению относят любые действия власть имущих, которые совершаются всегда с целью улучшения их материального благосостояния.

Антикоррупционная деятельность направлена на устранение подобных процессов, наказание виновных лиц.

Алгоритм действий

План антикоррупционной деятельности разрабатывается на основе Указа Президента РФ, предполагает указание мероприятий, способствующих искоренению данного явления в ДОУ.

Его целью является создание, а также внедрение правовых и организационных механизмов, психологической и нравственной атмосферы, которые направлены на полноценную профилактику коррупции в любом детском дошкольном учреждении.

Антикоррупционная деятельность в ДОУ контролируется путем проведения мониторинга и исследований.

  1. Рассмотрение законодательства, касающегося противодействия коррупции, на общем собрании коллектива.
  2. Разработка плана мероприятий, непосредственная работа по антикоррупционной деятельности.
  3. Предоставление отчетов о проведенной работе.

Меры профилактики в ДОУ

Антикоррупционные стандарты деятельности регулируются российским законодательством. Например, при приеме на работу нового сотрудника с ними заключается трудовое соглашение, в котором указывают не только права и обязанности, но и материальное стимулирование труда. Это является одним из способов эффективной профилактики коррупции в дошкольных учреждениях.

Всех работников ДОУ знакомят с нормативными документами организации, а также с планом мероприятий, разрабатываемым на календарный год.

В любом государственном учреждении осуществляется антикоррупционная деятельность. Мероприятия, планируемые в детских садах, школах, могут быть разными, но все они направлены на профилактику злоупотребления руководством организаций служебным положением в личных целях.

Помимо работы с сотрудниками, антикоррупционная деятельность предполагает информирование родителей воспитанников о неприемлемости коррупционного поведения.

Для обеспечения максимальной наглядности материал оформляют на стендах, а также размещают на сайте дошкольного образовательного учреждения.

Активное участие в мероприятиях, направленных на предотвращение коррупции в ДОУ, принимают и воспитанники. Воспитатель предлагает ребятам нарисовать свое восприятие коррупции, оформляет выставку картин.

Ежегодно сотрудники детского сада проводят опрос родителей или законных представителей воспитанников, целью которого является определение степени их удовлетворенности теми услугами, которые оказываются детским садом, а также для проверки качества их предоставления.

Результаты размещают на официальном сайте ДОУ, дополняют отчетами о финансовой и хозяйственной деятельности организации.

При поступлении любых жалоб от родителей воспитанников, наличии обращений осуществляется их комплексная проверка. Если факты, указываемые в обращении, подтверждаются, в таком случае принимаются меры к сотрудникам, допустившим нарушения, в соответствии с законодательством РФ.

Коррупция в школах

На протяжении длительного временного периода одним из основных направлений проявления коррупционных действий в образовательных школах можно было рассматривать систему выставления итоговых отметок.

Субъективное мнение педагога часто не отражало уровня реальных знаний ребенка, на повышение оценки влияла «помощь» родителей отдельному учителю, образовательному учреждению. Для того чтобы решить подобную проблему, в российские школы были введены электронные системы выставления отметок.

Среди отличительных параметров такой системы нужно отметить объективность, независимость определения среднего балла. В комплексе мер, которые были разработаны для избавления от коррупции в российских школах, отдельное место занимает система выдачи аттестатов выпускникам девятых и одиннадцатых классов.

Электронная регистрация документов не допускает самостоятельной выдачи «нужного» аттестата, поэтому полностью исключает проявление коррупции в ОУ.

Если раньше процедура повторной выдачи аттестатов была довольно простой, а сами бланки находились в сейфе директора школы, то в настоящее время для замены утраченного документа об образовании сначала необходимо дать объявление об утере документа в газету, написать заявление о необходимости повторной выдачи документа взамен утраченного. Сами бланки документов находятся в органах местного самоуправления, подлежат специальному учету. Теперь директор школы не сможет «зарабатывать» на выдаче документов об окончании школы, факт коррупции сразу будет обнародован в органах местного самоуправления.

Политика в данной сфере

Как осуществляется антикоррупционная деятельность? Документы, которые утверждены федеральными и региональными властями страны, направлены на поиск эффективного механизма устранения данной проблемы.

В РФ коррупция приняла массовый характер, поэтому стала серьезной проблемой для полноценного развития государственной системы. Именно коррупционные правонарушения являются основным источником угрозы национальной безопасности, способствуют росту преступных посягательств на государственную собственность.

Несмотря на официальное введение данного термина, до сих пор продолжается дискуссия о формах и сущности данного процесса. Он признан социальным явлением, связанным с аморальным поведением представителей власти. Помимо подкупа должностных лиц, в данное определение включают также разнообразные должностные хищения.

Признаки коррупции

У преступлений, связанных с данным явлением, выделяют характерные признаки:

  • присутствие определенного субъекта, например лица, которое наделено определенными полномочиями;
  • применение власти вопреки интересам государства и общества;
  • получение личной выгоды в виде ценностей, денежных единиц, услуг, имущества, или предоставление аналогичных выгод иным физическим лицам.

В коррупционные преступления включены правонарушения такого вида, которые совершаются в интересах или от имени юридического лица.

Борьба с проявлением коррупции стала первоочередной проблемой нашей страны, на ее решение направлены усилия государственного аппарата.

Система борьбы с коррупцией

Для того чтобы справиться с данной проблемой, необходима разработка программы на государственном уровне. При рассмотрении данного вопроса необходимо уделять внимание профилактике подобного явления, минимизации и устранения тех негативных явлений, которые способствуют к возникновению коррупции.

Деятельность государства, должностных лиц, предпринимателей, институтов гражданского общества должна быть направлена на локализацию, ликвидацию, нейтрализацию любых коррупциогенных факторов.

Понятия и принципы борьбы с коррупцией

Государственное регулирование такой деятельности предполагает методологию, определенные принципы, исследования, а также оценку условий их использования.

Коррупция возникает как результат, естественный процесс развития экономических и социальных систем при конкретных условиях.

Анализ особенностей развития промышленных стран свидетельствует о том, что во многом эффективность экономики зависит именно от успешности реализации антикоррупционной политики. Ее действенность определяет развитие конкурентоспособной экономики, влияет на национальную безопасность.

В качестве основной цели общественной и государственной антикоррупционной работы необходимо рассматривать ту комплексную работу, которая направлена на выявление, устранение стимулов и причин, способных порождать это явление, а также на серьезное ужесточение наказания коррупционерам.

Особенности противодействия коррупции в образовательных организациях

Антикоррупционная деятельность: характеристика, организация мероприятий

В 2012 году в Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» была включена новая статья, 13.3., которая возложила на организации обязанность принимать меры по предупреждению коррупции.

Образовательные организации не стали исключением, но столкнулись с целым рядом проблем при реализации антикоррупционного законодательства.

Образовательные организации находятся в сфере высоких коррупционных рисков, так как, с одной стороны, оказывают социально значимые услуги гражданам, а с другой – взаимодействуют с большим количеством юридических лиц и государственных органов.

Кроме того, основная часть финансирование образовательных организаций осуществляется за счет бюджетных средств. Эти факторы объясняют повышенное внимание различных органов, реализующих меры по противодействию коррупции, к образовательным организациями.

В отличие от системы государственной и муниципальной службы, где меры по противодействию коррупции действуют длительное время и тщательно регламентированы, в области образования основные направления антикоррупционной политики сформулированы в самом общем виде.

Рекомендации по реализации положений Федерального закона «О противодействии коррупции» для образовательных организаций не разработаны. Существующие Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утверждены Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 8 ноября 2013 г.) не учитывают специфику отношений в сфере образования и не всегда могут быть использованы.


На практике образовательные организации сталкиваются с целым рядом вопросов:

  • Каким образом следует реализовывать норму о недопущении и урегулировании конфликта интересов с учетом специфики образовательных отношений?
  • Как оценивать коррупционные риски в образовательной организации и составлять карты коррупционных рисков?
  • Что такое антикоррупционная политика и почему она должна быть принята в образовательной организации?
  • На кого распространяются антикоррупционные обязанности, ограничения и запреты в образовательной организации?
  • Кто и в каком порядке должен предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера?
  • В чем специфика привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения образовательных организаций и их сотрудников?

Учебный курс позволяет не только выработать способы решения данных вопросов, но и подготовить квалифицированных специалистов, владеющих теоретическими знаниями в области противодействия коррупции и способных на практике реализовывать антикоррупционные меры в конкретной образовательной организации.

Курс позволяет усовершенствовать следующие компетенции:

общекультурные компетенции:

  • владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-5);
  • способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
  • умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);
  • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

профессиональные компетенции:

  • владение различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);
  • способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);
  • способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений, в том числе в области противодействия коррупции в организации (ПК-8);
  • готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17).

В результате изучения курса слушатель будет:

Знать:

  • нормативно-правовую базу противодействия коррупции в образовательных организациях;
  • технологию разработки и реализации антикоррупционной политики организации;
  • основные принципы антикоррупционной этики и служебного поведения;
  • коррупционно-опасные бизнес-процессы и деловые операции (управленческие процессы);
  • содержание конфликта интересов и личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей;
  • формы коррупционных проявлений в организации;
  • методы выявления и противодействия коррупции в организации.

Уметь:

  • разрабатывать и аргументировать предложения, направленные на повышение эффективности антикоррупционных мероприятий;
  • идентифицировать коррупционные отношения в сфере образования;
  • выявлять и урегулировать конфликт интересов при осуществлении трудовых обязанностей;
  • определять вид и меру ответственности за коррупционные правонарушения;
  • разрабатывать проекты локальных нормативных правовых актов с учетом антикоррупционных требований;
  • соблюдать антикоррупционные ограничения и запреты, реализовывать антикоррупционные обязанности;
  • разрабатывать антикоррупционную политику для образовательных организаций.

Владеть:

  • технологией разработки и реализации антикоррупционной политики организации;
  • навыками оценки коррупционных рисков в профессиональной деятельности;
  • методиками отказа от вступления в коррупционные отношения;
  • механизмами выявления и противодействия коррупции.

Цель курса

Формирование знаний в области правового регулирования противодействия коррупции в сфере образования и компетенций, связанных с реализацией конкретных мер по противодействию коррупции в образовательных организациях

Целевая аудитория

Работники образовательных организаций различных уровней, осуществляющие функции управления в организации (общее управление, управление персоналом, антикоррупционная деятельность).

Необходимая подготовка

  • высшее профессиональное образование,
  • навыки управленческой деятельности,
  • опыт работы в сфере образования

1. Теоретические основы противодействия коррупции

  • Коррупция: история, сущность, и негативные последствия
  • Правовые основы противодействия коррупции
  • Характеристика основных видов коррупции и ответственность работников и работодателей за коррупционные правонарушения

2.

  Основы антикоррупционной деятельности в организации

  • Понятие антикоррупционной политики и этапы ее реализации в организации
  • Разработка алгоритма внедрения антикоррупционной политики
  • Определение круга лиц, ответственных за антикоррупционную деятельность в организации и их обязанностей
  • Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита организации требованиям антикоррупционной политики организации    

3. Механизмы реализации мер по противодействию коррупции в организации

  • Антикоррупционные обязанности, требования, ограничения и запреты работников бюджетных организаций
  • Принятие мер по предупреждению коррупции при взаимодействии с организациями-контрагентами и в зависимых организациях
  • Профилактика коррупции в организации
  • Особенности ведения раздела сайта организации, посвященного противодействию коррупции
  • Понятие и составляющие культуры кадров в свете антикоррупционных мероприятий. Кодекс профессиональной этики

4. Особенности противодействия коррупции в образовательных организациях

  • Проявление и правовое регулирование коррупции в сфере образования
  • Коррупционные риски в образовательной организации
  • Конфликт интересов в образовательных организациях
  • Ответственность за коррупционные правонарушения в образовательной организации

Получаемый документ

Источник: https://www.academyit.ru/courses/gmu_3008_ou/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.