Афонское подворье в Москве – уникальный памятник архитектуры

После крещения Руси простой народ еще долго не мог отказаться от языческих привычек и поверий. Православие тесно сплелось в единый клубок с существованием леших, домовых и т.д.

Поэтому, когда в скромную церковь на Таганском холме попала молния, да не просто попала, а поразила сам крест, то народ потянулся в обитель Бога с большим энтузиазмом. Храм к тому времени и так имел определенную известность и был полностью выполнен из камня.

Это кстати помешало развиться пожару, чем спасло все окружающие постройки.

Святые Врата храма Никиты Мученика. Старые были разрушены в 1936 году.

Новые построены в 1996 году и оснащены часовнями

Об этом событии имелась запись в летописях, что позволило примерно определить дату постройки храма святомученника Никиты.

Шли годы и церковь постепенно разрасталась. Пристраивались флигеля, обновлялась кладка, а убранство храма стало богаче. Во время Советского Союза храм чуть было не разрушили.

Уже подготавливали планы и даже демонтировали хозяйственные постройки и забор. Однако, церковь отстояли простые жители, которые вышли на защиту постройки. После развала СССР храм передали обратно Русской православной церкви, а в 1992 году из него сделали Афонское подворье в Москве.

Вот так выглядел храм Никиты Мученика в 1882 году после реставрации А. Попова

 Афонское подворье в Москве: все начиналось с храма Никиты Мученика

Храм Никиты Мученика на Швивой горке возник не просто так. Согласно источникам он построен на месте куда более древней постройки. Дело в том, что в 15-16 веках на Таганском холме имелось поселение домосковских времен.

Уже много позже, когда Москва расширилась, поселение влилось в столичный город.

А во времена Ивана Грозного в городок перевели все опасные предприятия, связанные с огненным ремеслом. Получился рабочий городок кузнецов, горшечников и котельничьих.

Самое первое упоминание о храме датируется 1476 годом. Тогда постройка была деревянной. Но согласно тем же летописям в 1533 году в церковь ударила молния, но пожара не произошло.

Археологи предполагают, что уже на тот момент храм сделали каменным. Это выглядит логично, татаро-монголы потеряли львиную долю влияния на Русь, и страна уже не платила дань Золотой орде. Поэтому появлялись лишние средства, которые тратились на обустройство городов и храмов.

В истории храма великомученика Никиты имеется еще одна дата, которая написана на вкладном камне – 1595 год. Кроме того, на камне имеется имя человека, проспонсировавшего постройку церкви – Савва Вагин, торговый человек.
Так в древней Руси называли предпринимателей, занимающихся торговлей. Но есть свидетельства, что храм не строили с нуля. Кроме непосредственно записей в летописи. В подклете церкви, в самом древнем ее месте, используется кладка из «алевизовского» кирпича, который стали применять в начале 16 века.

Икона великомученика Никиты ГотскогоНикита Готский – древнехристианский святой, великомученик.

Жил в четвертом веке нашей эры.

Как понятно из имени родился в одном из готских племен. Эти племена жили на севере по берегам Дуная и часто совершали набеги на Римскую империю.

Никиту крестил сам епископ Феофил. После крещения начал проповедовать христианство среди своих соплеменников и других родственных народов. Участвовал в межплеменных войнах.

За проповедничество принял жуткую смерть от язычников.

В честь этого святого освятили самую главную часть Афонского подворья.

Храм Никиты Мученика на Швивой горке перестраивали

Очень долгое время церковь лишь изредка ремонтировалась: подновлялась кладка, чистили внутреннюю отделку и т.д. Более радикальные изменения храм претерпел в конце семнадцатого века. Окало 1684 – 1685 годов расширили храмовую постройку. Появилась своя шатровая колокольня.

Главным новшеством стал придел, посвященный Благовещанию Пресвятой Богородицы. Его разместили южнее основной постройки. Для удобства верующих отстроили северный портал (вход). Появилась новая трапезная.

В следующий раз к обновлению храма приступили только в 1740 году. К имеющемуся приделу добавили еще один, посвященный преподобным Онуфрию Великому и Петру Афонскому. Интересным архитектурным решением стало постройка открытой галереи.

Прохаживающимся по ней людям открывался вид на Москву-реку и Кремль. К сожалению, в наше время вид несколько изменился и панораму древних времен перекрывает «сталинская высотка».

 Никитинский храм располагается на западной части Таганского холма. Раньше с него можно было увидеть Москву-реку и Кремль, теперь – одну из «сталинских» высоток
Приложил к храму свою руку знаменитый русский архитектор А. Попов.

Произошло это в конце девятнадцатого века. Зодчему поручили провести тщательную реставрацию храмового комплекса. Кроме того, он же занимался проектировкой нового придела. На это раз посвященного равноапостольной княгине Ольге.

 

По оценкам современных археологов храм Никиты Мученика представляет собой яркий пример старорусской архитектуры. В нем сочетаются стили разных эпох. Сам комплекс внесен в список наследия Российской Федерации.

Советские власти сносят забор, но оставляют храм

После отречения Николая II и прихода к власти большевиков большая часть духовенства разделилась. Это пагубно сказалось не только на судьбе нелояльных к молодой советской власти священников, но и на духовных постройках. Церкви и семинарии закрывали десятками, а помещения зачастую начинали использовать в качестве складов, котелен или просто сносили.

Первое время церковь Никиты Мученика не трогали. В ней продолжали вести службы и совершать таинства.

Все изменилось в 1936 году, когда правительство решило снести храм и даже приступило к реализации этого плана. Первыми пострадали забор и хозпостройки. Но саму церковь не дали в обиду местные жители.

Вопреки современным лозунгам и «разоблачениям» советская власть прислушивалась к своим гражданам.

Более того, в середине пятидесятых годов, когда началась реализовываться атеистическая идеологическая программа Хрущева, храм подвергли реставрации. Все здания обновили и частично законсервировали. Работой руководил зодчий Лев Артурович Давид. После завершения ремонта часть помещений отдали под склады студии «Диафильм». Так продолжалось до 1990 года.

Храм Никиты Мученика стал филиалом греческого Афона

В 1991 году Советский Союз разваливается на составные части. В этот момент Русская православная церковь начинает получать обратно отнятое большевиками имущество и сверх того.

В это же год храм великомученика Никиты отдают обратно РПЦ. А уже на следующий год церковь меняет статус на «Подворье афонского монастыря» в городе Москве. По сути это церковный аналог посольства только от Афонского Пантелеймонова монастыря.

В настоящее время подворье занимается подготовкой будущих насельников для вышеупомянутой обители.

Один из афонских монастырей. Афон с древнегреческого переводится как «святая гора»

Афон – это комплекс монастырей в Греции, расположенный в труднодоступном месте.

Считается, что там обитают самые благочестивые христиане. В монастыри трудно добраться, там нет дороги, а припасы поднимают в корзинах. Одним из главных запретов Афона является посещение монастырей женщинами.
Правило распространяется и на самок животных.

До 1996 года у храма отсутствовали ворота и ограда. Их снесли еще в 1936 году. Построенные в середине 90-х врата называются – «Святые врата». Название такое не случайно, в их башнях размещены две часовни, посвященные великомученику Пантелеймону и преподобному Силуану Афонскому.

Подворье Афонского монастыря: как добраться, адрес, официальный сайт и расписание богослужений

Информационные технологии плотно вошли в жизнь человека и даже Церковь вынуждена их использовать. Так у многих церквей и святых отцов имеются свои страницы в социальных сетях, а разные благотворительные сайты помогают добраться до батюшек бесплатно. Например, до белорусского отца Валериана.

Никитинский храм стал значимым памятником древнерусской архитектуры. Дата его основания – 1595 год

Как добраться? Точный адрес московского подворья Афонского монастыря – г. Москва, ул. Гончарная, 6

У Афонского подворья тоже имеется свой официальный сайт. На сайте можно найти всю доступную об храмовом комплексе информацию. Но главное там имеется расписание богослужений в церкви.

Стоит отметить, что у Подворья службы проводятся, как и в Афоне, все происходит ночью. Обычно службы начинаются в 22:00 и длятся до утра.

Московский старец Аристоклий Афонский

Наш рассказ посвящен Московскому подворью Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря и святому старцу Аристоклию, жизнь которого тесно связана и с афонским монастырем, и с его московским подворьем.

В Священной Истории Святая Гора Афон известна как земной удел Пресвятой Богородицы. Афон, одно из главных святых мест для всего православного мира, расположен на одноименном полуострове в провинции Македония, в северо-восточной Греции. В настоящее время здесь действуют 20 монастырей, один из которых русский – монастырь святого Пантелеимона.

Подворье в Москве

Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне имеет подворья в Москве и Санкт-Петербурге. Афонское подворье в Москве – это своеобразное связующее звено между Святой Горой Афон в Греции и столицей Российского государства.

Несмотря на глубокую духовную связь русского православия со Святой Горой, официальные представительства Афона в крупных городах и обеих столицах России стали открываться только во второй половине XIX в. Афонское подворье в Москве было учреждено в сентябре 1879 г. на частные пожертвования.

Размещалось оно в небольшой дворянской усадьбе на Большой Полянке, ее подарила монастырю известная благотворительница Акилина Алексеевна Смирнова. В 1918 г. подворье было закрыто.

В его судьбе не было ничего уникального, такая же участь постигла многие другие православные храмы и монастыри, как в Москве, так и по всей России. Здания, находящиеся на территории подворья, были отданы под жилье.
Прошли годы, и в августе 1991 г.

постановлением правительства Москвы в пользование подворья Пантелеимонова монастыря был передан комплекс одного из старейших московских храмов – вмч. Никиты. Здесь, теперь уже по новому адресу (где пребывает и поныне), подворье возобновило свою деятельность.

Преподобный старец Аристоклий (1846–1918)

Св. Аристоклий (в миру – Алексей Алексеевич Амвросиев) родился в Оренбурге в благочестивой мещанской семье. В раннем детстве Алексей потерял отца. В десятилетнем возрасте после тяжелой болезни у мальчика отнялись ноги. Мать Алексея, Матрона, слезно молила св.

Николая Чудотворца об исцелении сына, дав обет посвятить его Богу, а самой, по достижении сыном иноческого возраста, уйти в монастырь. В день празднования памяти свт. Николая, 6 декабря (ст. ст.), Алексей чудесно исцелился. Когда сыну исполнилось семнадцать лет, Матрона выполнила обет и ушла в монастырь. В 1876 г.

Алексей прибыл на Афон и поступил в русский Свято-Пантелеимонов монастырь под духовное руководство игумена Иеронима (Соломенцева) и старца-духовника Макария (Сушкина). 11 марта 1880 г.

он был пострижен в монашество с именем Аристоклий, в честь священномученика Аристоклия Саламинского, позже рукоположен в иеродиакона, затем во иеромонаха. Трудился в иконописной мастерской.
В 1887 г. направлен в Москву для исполнения послушания доверенного Пантелеимонова монастыря на Афонском подворье. В 1891–1894гг. – настоятель часовни во имя вмч. Пантелеимона на Никольской улице.

На молебны Божией Матери и целителю Пантелеимону, где происходили чудесные исцеления, стекалось множество людей. Многочисленные пожертвования верующих о. Аристоклий раздавал страждущим, оплачивал обучение детей из бедных семей. В 1894 г.

после ложного доноса старцу пришлось покинуть Москву и вернуться на Афон. Здесь в декабре на большом соборе в Пантелеимоновом монастыре он был избран одним из казначеев, в начале 1900-х гг.

был назначен одним из духовников братии, выполнял также послушания, связанные с приемом именитых гостей обители. В 1909 г. вновь назначен настоятелем московской часовни святого Пантелеимона и настоятелем Московского Афонского подворья.

Служение прп. Аристоклия оставило значимый след в русской духовной жизни. Через него на протяжении многих лет осуществлялась связь с Пантелеимоновым монастырем на Святой Горе Афон. Он собирал пожертвования на поддержание русских православных монастырей в Греческой Македонии и направлял туда новых послушников.

Трудами Аристоклия Афонского развивалась книго-издательская деятельность подворья, рассылка православной литературы. При жизни стараниями прп.

Аристоклия на территории подворья были построены два трехэтажных здания, в которых разместились богоугодные заведения, домовая церковь в честь особо почитаемой и любимой им иконы Божией Матери «Скоропослушница» и библиотека духовной литературы.

 Но главным в деятельности св. Аристоклия в этот период стало старчество. Несмотря на тяжелый недуг (он страдал водянкой и болезнью ног), преподобный Аристоклий был неутомимым тружеником на поприще духовного окормления людей.
«Тысячи людей, жаждущих духовного совета, из разных уголков России, самого разнообразного общественного положения, начиная с крестьянина или мещанина и кончая столичным чиновником, устремлялись к старцу, желая видеть живой образ святости, получить ответ на вопрос о том, как спастись» /из Определения о канонизации… прп.

Аристоклия (Амвросиева), старца Московского/. До последних дней земной жизни он служил делу спасения страждущих, немощных, обремененных разными тяготами людей. За жертвенную любовь к ближним, за святость Господь дал преподобному дар прозорливости, чудотворения, изгнания бесов.

В тяжелое революционное время по молитвам его люди спасались от голодной смерти, выходили из тюрьмы, избегали расстрела. Благодаря св. Аристоклию многие неверующие обратились к Богу. Старца почитали святейший Патриарх Тихон (Беллавин) и епископ Трифон (Туркестанов).
24 августа/6 сентября 1918 г. земной путь прп.

Аристоклия Афонского завершился. Отпевали его три владыки: епископы Трифон (Туркестанов), Арсений (Жадановский) и архиепископ Иоасаф (Каллистов).

Первоначально старец Аристоклий был похоронен в усыпальнице подворья, находящейся под домовым храмом. После революции 1917 г. все монастырские владения подлежали национализации, а домовые церкви – ликвидации. На подворье начались обыски, аресты, конфискации.

Поэтому в 1923 г. духовные чада Аристоклия Афонского перезахоронили его останки на Даниловском кладбище Москвы, близ Никольской часовни, как и было предсказано старцем. По молитвам к св. Аристоклию на могиле его происходило множество чудотворений и исцелений.

 

Летом 2004 г. были обретены мощи св. старца. 6 сентября 2004 г. преподобный старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Москвы и Московской епархии. 13 ноября этого же года св. мощи прп. Аристоклия перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря на Афонское подворье. Память святого совершается 6 сентября (н. ст.).

Подворье сегодня

В настоящее время обитель восстановлена и располагается на втором месте своего обитания, по адресу: Москва, ул. Гончарная, 6.

Главными святынями Афонского подворья в Москве являются мощи прп. Аристоклия, старца Московского, а также его келейная икона Божией Матери «Скоропослушница» с автографом преподобного, иконы с мощами вмч. Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, прп. Силуана Афонского.

Богослужение на подворье имеет особенности, характерные для афонского устава: все воскресные службы совершаются в ночное время (начало в 22.30). Поздняя Божественная литургия по воскресным дням начинается в 9.00.

В будние дни богослужения начинаются в 17.00. Литургия – ежедневно в 7.30 утра. По вечерам читаются акафисты: в воскресенье – вмч. Пантелеимону, в среду – прп.
Аристоклию (у раки с мощами), в пятницу – Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Скоропослушница».

В монастыре предъявляются строгие требования к посетителям, более строгие, нежели во многих других православных церквах. Если на посетителя в неподобающей одежде (например, женщину в брюках) в другом месте могут не обратить внимания, то здесь – потребуют удалиться.

Категорически запрещены фотосъемка и пользование мобильными телефонами. Редчайший случай не только для московских, но и для всех российских храмов и монастырей: рядом с его стенами не разрешается просить милостыню, о чем предупреждает надпись на стене у ворот.

Для желающих помочь нуждающимся на этой же стене висит железный короб, куда можно опустить денежное подаяние.

Что собой представляет Афонское подворье в Москве

Афонское подворье в Москве – это своеобразное связующее звено между Святой горой Афон в Греции и древней столицей Российского государства. Чтобы глубже понять духовный смысл подобного представительства, следует внимательней присмотреться к историческим традициям, характерным для Русского православия.

Из российской истории

Монастыри русской православной церкви чаще всего располагались на некотором удалении от больших городов. Чтобы излишняя мирская суета не отвлекала их обитателей от того, чему они решили посвятить остаток своих дней.

Но для поддержания деловых и хозяйственных связей с внешним миром некоторые обители оставляли в городах свои представительства или подворья. Нередко к подворьям относилась принадлежащая монастырям земля и недвижимость, на ней расположенная.

К подворьям обычно относилось все, что непосредственно не задействовано в исполнении церковного служения. На подворьях велась хозяйственная деятельность, останавливались многочисленные паломники, направляющиеся поклониться христианским святыням.
Но Подворье Афонского монастыря в Москве представляет собой в духовном смысле нечто значительно большее, чем просто дополнение к святой обители.

Во всём православном и христианском мире это место считается одной из величайших святынь. В священной истории оно известно как земной Удел Богородицы. Святая гора Афон расположена на одноимённом полуострове в провинции Македония, что в северо-восточной Греции.

На протяжении многих столетий на полуострове существовали монастыри и жили монахи. Теснейшую духовную связь Святой горы Афон и Русского православия можно проследить на протяжении целого тысячелетия, со времен крещения Руси.

Помимо прочего, выражается это и в том, что православные паломники на протяжении веков стремились побывать в этом священном месте. Шли они по определённому маршруту, останавливаясь в пути следования на специально обозначенных подворьях. Такова была историческая традиция.

В определенном понимании, Афонское подворье в Москве – это одно из таких символических мест остановки паломников на их пути к святой земле. Разумеется, его смысл и значение гораздо глубже, чем простое временное пристанище для странников.

Несмотря на глубокую духовную связь Русского православия со Святой горой Афон, официальные представительства духовенства в крупных городах и обеих столицах России стали открываться только во второй половине девятнадцатого века.

Афонское подворье в Москве было учреждено в сентябре 1979 года на частные пожертвования. Размещалось представительство в небольшой дворянской усадьбе на Большой Полянке.

Одной из наиболее значимых и авторитетных фигур в истории духовного представительства был настоятель Афонского подворья в Москве Преподобный Аристоклий.

 Служение старца Аристоклия оставило значимый след в русской духовной жизни. Именно через него на протяжении многих лет осуществлялась связь с Пантелеймоновым монастырём на Святой горе Афон.
Он собирал пожертвования на поддержание русских православных монастырей в Греческой Македонии и направлял туда новых послушников, выбравших для себя нелегкую миссию Божественного служения. По инициативе святого старца на Афонском подворье в Москве издавалось периодическое издание “Душеполезный Собеседник”.

Этот духовно-религиозный журнал пользовался уважением во всей России. Помимо этого, старец Аристоклий обладал даром духовного целителя и принимал нуждающихся в его помощи, которые шли к нему со всей России.

В начале двадцатого века на территории подворья были построены два трёхэтажных здания, в которых разместились богоугодные заведения, домовая церковь и библиотека духовной литературы. Но миссия Афонского подворья в Москве была прервана революционными событиями.

После революции

В 1918 году Афонское подворье в Москве фактически прекратило свое существование. В его судьбе не было ничего уникального, такая же участь постигла многие другие православные храмы и монастыри. Как в Москве, так и по всей России.

В этом выражалась богоборческая политика пришедших к власти большевиков. На протяжении нескольких десятилетий они методично разрушали основы Русского православия, как и других религиозных конфессий.

Здания, находящиеся на территории подворья, были отданы под жилье, а настоятель иеромонах Макарий был в январе 1919 года репрессирован.

Возрождение

Политика государства по отношению к православной церкви принципиальным образом изменилась только в конце двадцатого века. В этот период возродились к жизни многие храмы, пребывавшие в запустении и использовавшиеся в целях далёких от своего предназначения. В 1992 году возобновило свою деятельность и Афонское подворье в Москве.

Адрес его изменился, размещается оно в настоящее время в стенах старинного Храма Никиты Мученика на Швивой горке за Яузой. Это один из старейших московских храмов, за время своего существования он подвергался реконструкциям и перестройкам. Но вызывает чувство уважения дата, обозначенная на закладном камне в его основании – 1595 год.

Почтовый адрес храма – Россия, Москва 109240, улица Гончарная, 6.

В интернете

Все сколько-нибудь значимые религиозные структуры и организации не могут не быть представленными сегодня во всемирном информационном пространстве. Имеет такое представительство и Афонское подворье в Москве. Сайт Московского Патриархата содержит страницу, ему посвященную.

Паломничество на метро за исцелением. Часть 2 » Благоздравница

(м. Таганская, м. Марксистская, м. Новокузнецкая, м. Китай-Город)

Приход храма святого великомученика Никиты известен еще с первой трети XVI века, первое летописное упоминание относится к 1476 году. Расположен храм на Гончарной улице на вершине Швивой горки – юго-западного склона большого Таганского холма, рядом с местом слияния Москвы-реки и Яузы.

В советское время храм был закрыт, а церковные ворота и ограда – разрушены. В середине 50-х годов XXстолетия реставрацией храма святого великомученика Никиты занимался советский архитектор Лев Артурович Давид.

Здание храма вернули Русской Православной церкви в 1991 годуи оно стало Подворьем Русского Пантелеимонова монастыря, что на Афоне, в Москве.

Главный предел храма освящен в честь святого великомученика Никиты, боковые пределы – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в честь святой равноапостольной княгини Ольги.

Среди святынь храма можно особо выделить икону святого великомученика Пантелеимона с частицей его мощей. Также в храме св. Никиты находится рака с мощами святого преподобного Аристоклия, старца Московского, и икона Божией Матери «Скоропослушница» с автографом святого Аристоклия.

Святой преподобный Аристоклий, старец Московский, имел дар исцеления и прозорливости. Он родился в Оренбурге в крестьянской семье и при рождении получил имя Алексей. В 1876 году после смерти жены он отправился на Святую Гору Афон, где поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь.

Через 4 года он был пострижен в мантию с именем Аристоклий, а еще через 6 лет – в схиму с сохранением имени. В 1887 году он привозил в Москву масличную ветвь с места усечения св. вмч. Пантелеимона. В 1891 году отец Аристоклий был назначен настоятелем подворья Русского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве.

Несколько лет он нес это послушание, являясь также настоятелем часовни святого великомученика Пантелеимона. Каждый день отец Аристоклий принимал сотни людей, нуждающихся в помощи, и помогал им благодаря своему дару исцеления и прозорливости.

Средства, которые жертвовали верующие, старец раздавал нуждающимся, а также оплачивал обучение детей из небогатых семей. В 1894 году отцу Аристоклию после ложного доноса пришлось вернуться на Афон. Но в 1909 году он был снова назначен настоятелем подворья Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве.

После его возвращения в столицу снова тысячи людей стали приходить к нему за помощью. ОтецАристоклий особо почитал икону Божией Матери «Скоропослушница», в честь которой на подворье им была устроена домовая церковь. Почил старец Аристоклий 6 сентября (по н.ст.) 1918 года. Его святые мощи были обретены на Даниловском кладбище г.

Москвы летом 2004 года. А 6 сентября 2004 года отец Аристоклий был причислен к лику святых. 13 ноября 2004 года его святые мощи были торжественно перенесены из Свято-Данилова монастыря на Афонское подворье Русского Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве, где они и почивают сейчас.
Сейчас московское представительство (подворье) Пантелеимонова монастыря имеет тесную духовную связь с «монашеской республикой»: здесь, на московском подворье, проходят подготовку будущие насельники Афонской обители.

Богослужение на подворье совершается с учетом особенностей, характерных для афонского устава: все воскресные службы проходят в ночное время (начало в 22:30). Поздняя Литургия по воскресным дням начинается в 9:00.

 

Каждое воскресенье вечером читается акафист святому великомученику Пантелеимону Целителю.

В среду вечером читается акафист святому преподобному Аристоклию (у раки с его мощами).

В пятницу вечером читается акафист Божией Матери в честь Ее иконы «Скоропослушница».

Также в храме можно подать записки для поминовения на Афоне.

Адрес храма св. вмч. Никиты: г. Москва, ул. Гончарная д.6

Храм Божией Матери «Знамение» в Кунцеве

(м. Пионерская)

Храм Божией Матери в честь Ея иконы «Знамение» был построен Александром Львовичем Нарышкиным в 1744 году. В начале XX века он был перестроен на средства купца Василия Солдатенкова. Обновленный храм был выполнен в византийском стиле с отдельно стоящей колокольней.

Над проектом храма работал известный архитектор С. Соловьев. Освящение храма состоялось в 1913 году.

Главный предел был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», два боковых предела – в честь святой великомученицы Варвары и святого преподобного Василия Исповедника, епископа Парийского.
В советское время в 1932 году в храме были прекращены богослужения, была снесена колокольня, уничтожен мраморный иконостас. Также был разрушен склеп, в котором были похоронены купец Василий Солдатенков и его первая супруга, находившийся в южной части храма. В советское время в храме была устроена лыжная база, фабрика, библиотека.

В 1991 году храм был передан верующим и в 2000 году освящен великим чином Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексеем II. В настоящее время Указом Президента Храм включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

Особой святыней храма Божией Матери «Знамение» является чудотворная икона святого великомученика Пантелеимона, привезенная с Афона. Также в храме находится икона Божией Матери «Иверская», тоже привезенная со Святой Афонской Горы.

Адрес храма Божией Матери «Знамение»: г. Москва, ул. Большая Филевская д.65

Схема прохода от метро к храму Божией Матери «Знамение».

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово (Гиреево)

(м. Новогиреево)

Строительство храма Спаса Нерукотворного Образа началось в 1714 годуи было завершено через 4 года. Тогда действовал указ Петра I о запрете строительства каменных зданий где-либо, кроме Санкт-Петербурга, но несмотря на это храм был возведен из камня.

Однако, видимо, из-за существования данного указа храм был построен очень скромным и аскетичным по своей архитектуре. Поначалу он имел собственный причт, в состав которого входили священник, дьякон и дьячок, но прихожан было очень мало, поэтому фактически храм был домовой церковью владельцев Гиреева.

С 1809 года храм стал приписным к церкви Рождества Иоанна Предтечи села Ивановского, которое располагалось в версте от Гиреева. В советское время храм был закрыт, все двери кроме западного входа были заложены кирпичом, крест с купола был снят.

В 1989 году церковь была возвращена верующим, а ее настоятелем стал протоиерей Александр Дасаев. Сейчас храм восстановлен, в его стенах сложился дружный приход.

Особо почитаемой храмовой святыней является икона Двенадцати целителей и бессребреников: Косьмы, Дамиана, Кира, Иоанна, Пантелеимона, Ермолая, Сампсона, Диомида, Фотия, Аникиты, Фалалея, Трифона.

Это единственное изображение собора этих святых (их церковная память совершается в первое воскресенье ноября по старому стилю).

Накануне дня их памяти в храме совершается Всенощное бдение с литией, а в сам день праздника – Божественная Литургия и водосвятный молебен святым целителям.

 Написать такую икону для храма решили потому, что храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово уже более 50 лет расположен рядом с Городской клинической больницей № 70, пациенты которой(или их родственники) часто приходят в храм помолиться об исцелении. Все двенадцать святых, изображенных на иконе, прославились своей чудодейственной помощью в исцелении недугов душевных и телесных. Каждому по отдельности и всем вместе им молятся о даровании здравия, и молящиеся обретают помощь и утешение.
Также в храме есть такие великие святыни:

  • Частица Животворящего креста Господня
  • Камень с горы Голгофа
  • Частица из Вифании
  • Частица от дома св. Лазаря Четверодневного
  • Частица с места Рождества Христова
  • Частица от Сионской Горницы
  • Частица из реки Иордан
  • Частица из гробницы св. Лазаря Четверодневного
  • Икона святителя Николая Чудотворца с частицей его святых мощей
  • Икона святителя и исповедника Луки Крымского с частицей его мощей
  • Икона святого преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей
  • Икона святого преподобного Нила Столобенского с частицей его мощей

Надо отметить, что к иконе святителя и исповедника Луки Крымского очень часто приходят просить об исцелении, а также о благополучном проведении операции как больные, так и врачи.

Адрес храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово (Гиреево):
г. Москва, Свободный проспект, д. 4-а, стр.1

Схема прохода от метро к храму Спаса Нерукотворного Образа.

Храм святых бессребреников Косьмы и Дамиана (Благовещения) в Шубине

(м. Пушкинская, м. Тверская, м. Чеховская, м. Охотный ряд)

Храм святых бессребреников Косьмы и Дамина в Шубине был построен в 1626 году. Главный предел был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а два других предела – в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана и Воскресения Христова.

Существует предположение, что самым древним названием храма являлось «Косьмы и Дамиана на Ржищах», потому что на этом месте находились ржаные нивы. Так храм называли до конца XVIII века, иногда заменяя официальное его наименование «в Шубине».

 

Покровители храма – святые братья бессребреники Косьма и Дамиан Асийские, память которых празднуется 14 ноября (не надо путать со святыми Косьмой и Дамианом Римскими, память которых совершается 14 июля).

Святые Косьма и Дамиан Асийские также прославились как безмездные врачеватели, Господь наделил их даром исцеления и чудотворения, что привлекало к ним множество страждущих и болящих людей. Никакой платы за свои труды святые братья не брали и старались наставить исцеленных ими людей в вере Христовой, призывая их жить свято и твердо верить во Христа Иисуса.

Таким образом святые Косьма и Дамиан исцеляли не только телесные, но и душевные недуги. Святая сила бессребреников простиралась не только на людей, но и на животных. Святые братья ходили по домам, лесам, отыскивая больных животных, и исцеляли их. Велико было их сострадание ко всем страждущим. Святые братья мирно почили, и тела их были погребены вместе.

Вскоре на месте их погребения была построена чудесная церковь, куда со всяких стран и городов стекались болящие. Случаев чудесных исцелений в том храме по молитвам святых бессребреников Косьмы и Дамиана Асийскихбыло очень много.

Некоторый юноша, от испуга лишившийся ума, приведен был в храм святых бессребреников с надеждою получить исцеление. Несколько дней и ночей провел он при церкви святых, но не исцелился.

Через несколько времени пришел к нему отец его, благочестивый старец. Молитва родителя была услышана. Сын, доселе не узнававший отца, стал узнавать его.

Наконец святые, невидимо возложив на него руки, совершенно исцелили его и, явившись отцу, повелели ему идти в свой дом, славя Бога.
Некоторый муж, страдавший болезнью в легких, сопровождавшейся кровохарканием, пришел к раке мощей святых бессребреников просить исцеления. Болезнь его была так опасна, что все считали его уже близким к смерти, а жена его даже готовила все нужное для погребения. Нужно заметить, что больной доселе не верил в чудодейственную силу святых и нередко говорил хулу на Бога.

Святые исцелили его от того и другого недуга. В ночном видении они возвестили, чтобы ищущий исцеления отселе никогда не говорил хульных слов и целый год воздерживался от употребления мяса.

Больной с радостью принял то предложение и верно исполнил его.

Тогда повелением святых кровь, шедшая гортанью, остановилась, легкие укрепились, и больной, возблагодарив чудных врачей, с радостью пошел в дом свой.

В нашей стране почитание святых братьев также было очень распространено, что доказывает большое число храмов, освященных в их честь. И по сей день верующие очень почитают святых бессребреников Косьму и Дамиана Асийских, прибегая к ним в молитвах об исцелении телесных и душевных недугов.

В храме святых Косьмы и Дамиана в Шубине есть чтимая храмовая икона святых с житийными клеймами. В 1930 году в связи с закрытием храма эта икона была перенесена в Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. В 1997 году икона была возвращена в храм святых Косьмы и Дамиана. 14 ноября – день памяти святых бессребреников – является храмовым праздником.

Также в храме работают группы психологической поддержки и самопомощи, цель которых состоит в оказании помощи тем людям, которые находятся в трудных жизненных обстоятельствах и имеют психологические проблемы.

Группы помогают верующим бороться со своими переживаниями, сомнениями, непреодолимыми страхами и зависимостями. Методика групп построена на христианской программе «12 шагов». В группе действуют правила, которые создают атмосферу безопасности, доверия и открытости, а также дружелюбного и доброго отношения.

Группы являются открытыми, и каждый человек, нуждающийся в помощи и поддержке, в любой момент может стать участников группы. В храме созданы следующие группы: «группа поддержки и самопомощи для мужчин», группа «Доброе утро», группа «Учимся жить», группа поддержки «Учимся общаться».

Расписание работы групп можно узнать на сайте храма или позвонив в храм по телефону: 8 (495) 629-4104 Факс (495) 629-5262 .

В храме также ведется БЕСПЛАТНОЕ индивидуальное консультирование по вопросам отношений в семье, с детьми, на работе, также рассматриваются проблемы преодоления одиночества и негативного мироощущения. Консультации проводят прихожане храма, прошедшие специальную психологическую подготовку.

Люди, нуждающиеся в помощи, могут помолиться святым Косьме и Дамиану Асийским о своем исцелении, а также получить бесплатную психологическую помощь, основанную на православном мировоззрении.

Адрес храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине: г. Москва, Столешников пер., 2

Храм святых бессребреников Косьмы и Дамиана (Благовещения) в Шубине

Чтобы узнать больше о паломничестве на метро, читайте начало статьи.

Прокрутить вверх