+7(499)495-49-41

Административно-командная экономика. Административно-командная экономическая система

Содержание

Административная экономика

Административно-командная экономика. Административно-командная экономическая система

Административная экономика – это система общественных взаимоотношений, отличающаяся высоким уровнем централизации всех форм хозяйственной деятельности.

Возникновение и развитие характерно для стран, где доля государственной собственности крайне высока.

Управление экономическими процессами часто происходит без учета объективных факторов под влиянием идеологических установок.

Такие системы принято называть еще административно-плановыми (командно –административными).

Ярким примером ее может служить экономика Советского Союза, управление которой осуществлялось специальными государственными органами на основании пятилетних планов экономического развития.

Здравая идея была доведена до полного абсурда, что в конечном итоге привело к образованию тотального дефицита и полному краху системы.

 Административная экономика по своей сути является прямой противоположностью системе рыночных взаимоотношений, где государство не вмешивается в хозяйственную деятельность.

В современном мире такие крайности встречаются редко.

Специалисты предпочитают говорить о доле государственного сектора и степени влияния властных структур на хозяйственную деятельность через законодательное регулирование, налогообложение и другие методы.

Принципы функционирования административной экономики

Для возникновения такой системы взаимоотношений необходимо выполнение целого ряда условий:

  • общественная собственность на средства производства;
  • централизованное планирование;
  • директивное управление хозяйственной деятельностью предприятий.

Общественная собственность предполагает участие в управлении ею всех граждан данного государства, что в принципе невозможно. Обычно владельцем средств производства и соответственно предприятий становиться государство. Для управления экономическими процессами в системе управления страной создаются специальные органы, которые комплектуются чиновниками.

Для развития экономики формируются государственные планы, которые доводятся до исполнителей в виде директив. Для этого формируются специальные ведомства для планирования и оперативного управления, в задачу которых входит:

  • Сбор, обработка и анализ информации по макроэкономическим показателям.
  • Разработка планов экономического развития страны на определенный срок (обычно на пять лет).
  • Подготовка заданий для всех отраслей экономики с составлением графиков их исполнения с разбивкой по времени и доведения их до конкретных исполнителей.
  • Контроль исполнения директивных распоряжений, сбор и обработка отчетов о хозяйственной деятельности.

В основу административно-плановой экономики положен принцип планирования соответственно определяющим фактором становится предложение товаров и услуг часто без учета реального спроса. В идеале система управления должна иметь и обратную связь для того, чтобы оперативно реагировать на запросы потребителя. На деле система громоздка и просто не успевает адекватно отслеживать их изменения.

Планирование в условиях административной экономики

Государство как основной собственник средств производства осуществляет управление ими через уполномоченные органы.

На первый план в таком случае выдвигаются вопросы планирования для координации хозяйственной деятельности предприятий.

Основная задача этого процесса состоит в определении количественных показателей и состава конечного продукта необходимого для обеспечения жизнедеятельности населения, функционирования государства и развития страны.

Специалисты различают два основных подхода к вопросам экономического планирования: индикативный и директивный. Каждый из вариантов имеет целый ряд собственных достоинств и особенностей.

Индикативное планирование носит преимущественно характер рекомендаций и ориентиров.

Такая методология способствует повышению устойчивости национальной экономики и снижению негативных факторов типа неопределенности.

На основании индикативных планов государственными органами формируется экономическая и кредитно-денежная политика.

Таким образом, стимулируется развитие приоритетных отраслей промышленности через систему государственных закупок и национальных программ.

Наиболее ярким примером страны, где применяется индикативное планирование, является Франция. Это государство демонстрирует высокую стабильность роста экономики.

Директивное планирование предполагает создание специального государственного органа выполнения функций управления экономикой. Решения принятые указанным ведомством утверждаются на законодательном уровне. Для предприятий они имеют форму директив обязательных для исполнения. В случае невыполнения плановых заданий руководство предприятия привлекается к ответственности.

В наиболее жесткой форме директивное планирование было введено в качестве управления экономикой в СССР. Первые государственные программы Советской власти предусматривали электрификацию страны и капитальное строительство. Впоследствии планирование стало осуществляться на двух уровнях: перспективное – сроком на пять лет и текущее – на календарный год.

Такой подход оправдывал себя, когда требовалась высокая мобилизация людских и материальных ресурсов. На этапе индустриализации страны и создания промышленного потенциала эффективность метода была довольно высокой. По мере развития экономики такая практика стала давать перекосы, предприятия для выполнения плановых заданий выпускали дорогую продукцию отвратительного качества.

В итоге командно-административная система приводит к образованию монополий и застойным явлениям.

Отсутствие экономических стимулов в виде ощутимых прибылей у предприятий и роста реальных доходов у работников ведет к сворачиванию всяческой инициативы и снижению производительности труда.

По мере накопления подобных факторов в экономике сверх критического уровня возникают острые кризисные явления.

Административная экономика имеет ряд положительных сторон, имеющих социальную направленность:

  • Обеспечение реального доступа к образованию и медицинской помощи.
  • Пенсионное обеспечение.
  • Бесплатное распределение жилья.

Практика показывает, что административная экономика отличается высокой эффективностью в определенных условиях.

Во время войны или крупных чрезвычайных ситуаций такая система позволяет оперативно мобилизовать необходимые ресурсы на решение неотложных задач.

После окончания боевых действий, когда необходимо восстановление экономики и хозяйства подобные методы управления тоже позволяют получить быстрый результат.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9030-administrativnaya-ekonomika

Командно-административная система ее определение, черты и модели

Административно-командная экономика. Административно-командная экономическая система

Сохрани ссылку в одной из сетей:

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Командно-административнаясистема: ее определение, черты и модели

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..3
1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ ……………………………….4
1.1 Понятие и определение командно-административной системы ..4
1.2 Достоинства и недостатки командно-административной системы ………………………………………………………………….8
1.3 Принципы командно-административной системы ……………….12
2 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И МОДЕЛИ КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ19
2.1 Основные черты командно-административной системы19
2.2. Модели командно-административной системы20
3 ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕХОДА К СОВРЕМЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СИСТЕМАМ И ПУТИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ……………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………36

ВВЕДЕНИЕ

В обеспечении нормальногофункционирования любой современнойэкономической системы важная рольпринадлежит государству. Государствона протяжении всей истории своегосуществования наряду с задачамиподдержания порядка, законности,организации национальной обороны,выполняло определенные функции в сфереэкономики.

Возникает дилемма – с однойстороны, неконтролируемые рыночныепроцессы разрушительны для экономикии общества, поэтому рыночная экономикаболее чем любая иная, нуждается вгосударственном регулировании, с другой- неизбежность регулирования рыночнойэкономики постоянно рождает соблазндирективного решения многих экономическихпроблем. Однако чаще всего результаттакого «административного» решенияоборачивается лишь видимостью преодолениякризисных экономических ситуаций.

Следовательно, задача состоитв том, чтобы найти оптимальную меру инаиболее эффективные формы государственногорегулирования экономики, которые, неразрушая её рыночную природу, в то жевремя обеспечили максимальнуюэффективность.

В начале ХХ в. экономическая рольгосударства стала настолько значимой,что первая половина прошлого столетиявошла в историю как эпоха«государственно-монополистическогокапитализма» (ГМК).

Её практика подтолкнулак идее «государственного социализма»- попытке использовать экономическуюмощь государства для ускоренногосоциалистического преобразованияобщества.

Развитие этой идеи привело квозникновению «административно-команднойэкономики».

Цель курсовой работызаключается в изучениисущности командно-административнаясистема, рассмотрении основных черт ипротиворечия командно-административнойсистемы. На основании сформулированнойцели были поставлены следующие задачи:

– рассмотреть понятиекомандно-административной системы иосновные принципы ее функционирования;

– проанализировать ее достоинстваи недостатки;

– изучить основополагающиепринципы командно-административнойсистемы;

– изучить модели командно-административнойсистемы.

1 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИКОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ

    1. Понятие и определение командно-административной системы

Экономическая наука, какотмечалось, изучает экономическиеотношения людей в обществе.

Экономические отношения вобществе – сложное понятие. С однойстороны, они показывают отношения людейк природе, взаимодействие человека сприродой. Это отношения по поводурационального использования данныхприродных ресурсов.

Их можно определитькак технико-экономические отношения.С другой стороны, экономические отношения- это отношения между самими людьми,которые определяются собственностьюна факторы производства (производственныеотношения).

Это – социально-экономическиеотношения.

Технико-экономические исоциально-экономические отношенияобразуют единство двух сторон экономики,что заложено в самой сути производствакак процесса одновременного взаимодействиячеловека с природой и друг с другом.

Этоединство закреплено организационно-экономическимиотношениями, т. е. как система организациии управления всей экономикой и отдельнымиее частями.

Следовательно, единство ивзаимодействие технико-экономическихи социально-экономических отношенийобразует экономическую.

Совокупность всех экономическихпроцессов, совершающихся в обществе наоснове действующих в нем имущественныхотношений и организационных форм,представляет собой экономическуюсистему этого общества. Поняв сутьсистемы, можно понять многие закономерностихозяйственной жизни общества.

На развитие и функционированиеэкономической системы влияютприродно-климатические (местоположениена планете, обеспеченность водой, степеньплодородия земель), социокультурные(духовно-сознательная жизнедеятельностьчеловека) и производственно-экономическиефакторы.

Определяющими факторами вхарактеристике состояния экономическойсистемы являются производственно-экономическиефакторы (средства труда, предметы труда,технология производства, состояниечеловека-работника, формы организациитруда и производства, характер и формысобственности, уровень эффективностии т. д.).

Основными элементами экономическойсистемы являются социально-экономическиеотношения, базирующиеся на сложившихсяв каждой экономической системе формахсобственности на экономические ресурсыи результаты хозяйственной деятельности;организационные формы хозяйственнойдеятельности; хозяйственный механизм,т.е.

способ регулирования экономическойдеятельности на макроэкономическомуровне; конкретные экономические связимежду хозяйственными субъектами.

В последние полтора-два столетияв мире действовали различные типыэкономических систем: две рыночныесистемы, в которых доминирует рыночноехозяйство – рыночная экономика свободнойконкуренции (чистый капитализм) исовременная рыночная экономика(современный капитализм) и две нерыночныесистемы – традиционная иадминистративно-командная. В рамкахтой или иной экономической системысуществуют многообразные моделиэкономического развития отдельныхстран и регионов.

Рассмотрим характерные чертыосновных типов экономических систем.

Современная рыночная экономика(современный капитализм). По сравнениюсо всеми предшествующими рыночнаясистема оказалась наиболее гибкой: онаспособна перестраиваться, приспосабливатьсяк изменяющимся внутренним и внешнимусловиям.

Во второй половине нынешнегостолетия, когда широко развернуласьнаучно-техническая революция и сталаособенно быстро развиваться производственнаяи социальная инфраструктура, государствостало намного активнее воздействоватьна развитие национальной экономики. Всвязи с этим изменился хозяйственныймеханизм, организационные формыхозяйственной деятельности и экономическиесвязи между хозяйствующими субъектами.

В развитой рыночной экономикесущественные изменения претерпеваетхозяйственный механизм. Плановые методыхозяйствования получают дальнейшееразвитие в рамках отдельных фирм в видемаркетинговой системы управления. В тоже время на макроуровне развитие плановыхметодов связано с государственнымрегулированием экономики.

Планомерность выступает каксредство активного приспособления ктребованиям рынка. В результате иключевые задачи экономического развитияполучают новое решение.

Так, вопрос обобъеме и структуре производимой продукциирешается на основе маркетинговыхисследований в рамках фирм, а такжеанализа приоритетных направлений НТП,прогноза развития общественныхпотребностей на макроуровне. Прогнозрынка позволяет заблаговременносокращать выпуск устаревающих товарови переходить к качественно новым моделями видам продукции.

Маркетинговая системауправления производством создаетвозможность еще до начала производстваприводить индивидуальные затратыкомпаний, выпускающих основную массутоваров данного вида, в соответствие собщественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые иобщенациональные программы (планы)также оказывают существенное влияниена объем и структуру производимыхтоваров и услуг, обеспечивая их большеесоответствие изменяющимся общественнымпотребностям.

Задача использования ресурсоврешается в рамках крупных компаний наоснове стратегического планированияс учетом наиболее перспективных отраслей.В то же время перераспределение ресурсовна развитие новейших отраслей происходитза счет бюджетных ассигнований,государственных общенациональных имежгосударственных программ, проведенияНИОКР в приоритетных направлениях НТР.

Наконец, задача распределениясозданного валового национальногопродукта решается не только на основетрадиционно сложившихся форм, но идополняется выделением все большихресурсов как крупными компаниями, таки государством для вложений в развитие”человеческого фактора”: финансированиесистем образования, в том числепереподготовки работников различнойквалификации, совершенствованиемедицинского обслуживания населения,социальные нужды.

На социальное обеспечение,реализацию многочисленных программ”борьбы с бедностью” в настоящеевремя направляется не менее 30-40% всехгосударственных бюджетных ассигнованийв развитых странах с рыночной экономикой.

В то же время крупные фирмызаботятся о своих сотрудниках, стремясьактивизировать работу персонала,повысить производительность труда,сократить потери рабочего времени итем самым укрепить конкурентоспособностьфирмы.

Традиционная система. В экономическислаборазвитых странах существуеттрадиционная экономическая система.Этот тип экономической системы базируетсяна отсталой технологии, широкомраспространении ручного труда,многоукладности экономики.

Многоукладность экономикиозначает существование при даннойэкономической системе различных формхозяйствования. Сохраняются в рядестран натурально-общинные формы,основанные на общинном коллективномведении хозяйства и натуральных формахраспределения созданного продукта.

Огромное значение имеет мелкотоварноепроизводство. Оно основано на частнойсобственности на производственныересурсы и личном труде их владельца.

Встранах с традиционной системой мелкоетоварное производство представленомногочисленными крестьянскими иремесленными хозяйствами, которыедоминируют в экономике.

В условиях относительно слаборазвитого национального предпринимательстваогромную роль в экономике рассматриваемыхстран часто играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладаютосвященные веками традиции и обычаи,религиозные и культурные ценности,кастовое и сословное деление, сдерживаясоциально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономическихзадач имеет специфические особенностив рамках различных укладов. Длятрадиционной системы характерна такаяособенность – активная роль государства.Перераспределяя через бюджет значительнуючасть национального дохода, государствонаправляет средства на развитиеинфраструктуры и оказание социальнойподдержки беднейшим слоям населения.

Административно-команднаясистема (централизованно-плановая,коммунистическая). Эта системагосподствовала ранее в СССР, странахВосточной Европы и ряде азиатскихгосударств. В последние годы многиеотечественные и зарубежные экономистыв своих работах попытались дать ееобобщенную характеристику [1].

Источник: https://works.doklad.ru/view/7GMtPPoV7kk.html

Командная экономика

Административно-командная экономика. Административно-командная экономическая система

Командная экономика – экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить.

Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране.

От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или её отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка.

Произведённая продукция считается товаром, но цены на неё устанавливает государство.

Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Командная или плановая экономика характеризуется тем, что централизованно решает что, как, для кого и когда производить.

Спрос на товары и услуги устанавливается исходя из статистических данных и планов руководства страны. Командной экономике характерна высокая концентрация производства и монополизм.

Частная собственность на факторы производства практически исключена или существуют значительные преграды для развития частного бизнеса.

Кризис перепроизводства в условиях плановой экономики маловероятен. Более вероятным становится дефицит качественных товаров и услуг.

Действительно, зачем строить рядом два магазина, когда можно обойтись и одним или зачем разрабатывать более совершенную технику, когда можно производить технику низкого качества – альтернативы же все равно нет.

Из положительных моментов плановой экономики стоит выделить экономию ресурсов, прежде всего людских. Кроме того, плановой экономике характерна быстрая реакция на неожиданные угрозы – как экономические, так и военные.

Преимущества и недостатки экономической системы

Преимуществами командной экономики являются:

  1. минимум неопределённости в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

  2. возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

  3. отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоёв общества;

  4. возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

  1. отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей – все заранее запланировано и распределено;

  2. необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

  3. субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

  4. отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат – недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

Пример 1

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Сравнивая рыночную экономику с командно административной можно выделить два основных признаков отличия, которые представлены в табл. 1.

Рисунок 1. Характеристика рыночной и командной экономических систем по двум основным признакам

Основные идеи командной экономики

  1. Директивное планирование. В основе административно-командной системы лежит принцип директивного планирования.

    План, разработанный центром (Государственным плановым комитетом Совета Министров СССР), является основным законом административной системы.

    На основе плана отраслевыми министерствами разрабатываются задания для отраслей экономики, и затем для предприятий, строек, колхозов и выделяются материальные ресурсы.

  2. Вся произведённая продукция предприятий передаётся в распоряжение вышестоящих органов материально-технического снабжения или торговли (Государственный комитет по материально-техническому снабжению), которые передают её потребителям.

  3. Экономические рычаги в механизме управления (цены, зарплаты, банковский процент) играют формальный характер. Цены на товары и зарплаты работникам определяет центр (Государственный комитет цен при Совете Министров СССР). Основные накопления предприятий изымаются в бюджет (Министерство финансов СССР).

  4. Мотивация работников. Для каждой категории работников служебный оклад определяется централизованно одинаковым образом по всей стране (Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам).

    Дополнительные премии платят за выполнение планов центра, из ограниченного фонда премий, только по указанию начальства. Существенную роль в мотивации работников играют административное поощрение и принуждение.

    Поощрением является повышение по службе, принуждением являются выговоры, наказания.

Противоречия командной экономики:

  1. Центр не в состоянии охватить всю экономику и каждое предприятие своим руководством.

  2. Верхние этажи административной системы перегружены текущей работой.

  3. Проблема экономических оценок принимаемых решений. Для оценки принятого решения нужно сопоставлять затраченные ресурсы и произведённую в итоге продукцию. Но для этого сопоставления нужны объективные, соответствующие общественно необходимым затратам цены, которые может определить только рынок, а не администратор.

  4. Качество принимаемых решений зависит персонально от личности руководителей, особенно от первого лица.

  5. Торможение научно-технического прогресса вызвано тем, что все права на основные решения сосредоточены на верхних этажах системы управления и сами решения принимаются волевыми, субъективными методами.

  6. Критерием выдвижения руководящих работников являются не творческие способности и компетентность, а исполнительность и способность не рассуждая выполнять приказы начальства, личное знакомство с руководителем. Предпочтение при выдвижении отдаётся тем, кто по своим деловым качествам не может составить конкуренции с выдвигающими. В результате качество руководящих кадров неуклонно ухудшается.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/komandnaya_ekonomika/

Командная экономика – плюсы и минусы данной формы экономической организации

Административно-командная экономика. Административно-командная экономическая система

Каким будет состояние экономики в стране, зависит от многих факторов. Одним из них является выбранная правительством экономическая система. Выгодной для государства является командная экономика. Предлагаем выяснить, что характеризует командную экономику.

Что такое командная экономика?

Данный вид экономики является противоположностью рыночной экономики, где производство, ценообразование, инвестиции принимаются владельцами средств производства на основании собственных интересов, а не относительно всеобщего планирования. Командная экономика – это такая экономическая система, в которой государство управляет экономикой. В системе с ней правительство принимает все решения относительно производства и употребления товаров и услуг.

Признаки командной экономики

Правительство каждой страны должно понимать, что свойственно командной экономике:

  1. Чрезмерное влияние правительства на экономику. Государство жестко занимается регулированием производства, распределения и обмена продукции.
  2. Устанавливаются конкретные планы по производству определенной продукции.
  3. Чрезмерная централизация производства (более 90% предприятий – государственная собственность).
  4. Диктатура производителя.
  5. Бюрократизм аппарата управления.
  6. Направленность значительной части дефицитных ресурсов на нужды военно-промышленного комплекса.
  7. Низкое качество продукции.
  8. Использование административных методов приказов, товаропроизводственных требований.

Где существует командная экономика?

Известно, что командная форма экономики существует в Корейской Народно-Демократической Республике. Страна представляет собой суверенное социалистическое государство, представляющее интересы всего народа. Власть здесь принадлежит рабочим и интеллигенции.

По той причине, что своя экономическая статистика в стране не ведется, все данные о состоянии экономики – экспертные оценки других стран. После реформ в сельском хозяйстве здесь начали возникать семейные предприятия.

Площадь пригодных для использования под сельское хозяйство земель составляет более 20%.

Чем отличается рыночная экономика от командной?

Экономисты говорят, что командная экономика и рыночная имеют немало различий:

  1. Производство. Если командная экономика навязывает собственную волю и указывает, сколько и для кого производить, то рыночная стремится к стабильности благодаря диалогу между всеми участниками процесса.
  2. Капитал. При командной экономике основные средства находятся под контролем государства, а при рыночной – в руках частного бизнеса.
  3. Стимулы развиваться. Командная система призвана реализовать волю правящей власти, а рыночная экономика порождает конкуренцию.
  4. Принятие решений. Командная система не считает должным считаться с другими, а рыночная экономика ответственные шаги делает путем диалога власти и общества.
  5. Ценообразование. Рыночная экономика предусматривает свободное формирование цены на основе спроса и предложения. Что касается административной модели, то она способна формироваться за счет запрещенных к обороту товаров. Командная система самостоятельно формирует цены.

Плюсы и минусы командной экономики

Известно, что командный характер экономики имеет не только недостатки, а и преимущества. Среди положительных сторон такого вида экономики – возможное создание уверенности в завтрашнем дне и социальная защищенность населения. В числе недостатков – низкая производительность труда, в следствии препятствования развития хозяйственной инициативы.

Принято выделять такие плюсы командной экономики:

  1. Очень удобное управление – возможность осуществления тотального административного контроля. Данный вид экономики с точки зрения власти является безупречным.
  2. Командная экономика создает иллюзии стабильности и социальной защищенности населения, уверенности в завтрашнем дне.
  3. Воспитывается и поддерживается очень высокий уровень морали и нравственности.
  4. Средства и ресурсы сосредотачиваются в самых значимых направлениях.
  5. Гарантированная занятость населения – нет необходимости беспокоиться о своем будущем и будущем детей.

Командная экономика – минусы

Данный вид экономики имеет немало недостатков. Называют следующие минусы командной экономики:

  1. Негибкость командно-административной системы – она очень медленно может адаптироваться к каким-либо переменам, с трудом способна реагировать на особенности местных условий. Результат – однотипные шаблонные подходы к решению хозяйственных проблем.
  2. Несовершенные трудовые отношения.
  3. Низкая производительность труда по причине препятствий развития хозяйственной инициативы и отсутствия мотивации к производительному труду.
  4. Постоянный дефицит продуктов и потребительских товаров.
  5. Падение темпов экономического развития, порождение стагнации производства и острого политического кризиса. В итоге под угрозой может оказаться существование самого государства.

Способ ценообразования в командной экономике

Способом ценообразования в данном виде экономики является установление цен на многие товары в централизованном порядке государственными властями. В этом состоят особенности командной экономики.

Одно из его достоинств такого способа – отсутствие кризисов и стабильное развитие экономики. Недостатки командной экономики в незаинтересованности производителей в эффективности своего труда, снижение управляемости народным хозяйством.

Помимо того, один из минусов – постоянный дефицит товаров и невосприимчивость к научно-техническому прогрессу.

Семейный бюджет – как его вести и как экономить? Грамотно сформированный семейный бюджет позволяет держаться “на плаву” даже при невысоком уровне дохода. Это нетрудно при теплых и доверительных отношениях в семье, когда супруги знают, куда расходуются средства. Криптовалюта – что это и от чего зависит стоимость криптовалюты? Криптовалюта, простыми словами, – это особый вид цифровых денег или электронных активов. С каждым годом популярность и значимость виртуальных валют растет, поэтому нужно разобраться в вопросах, связанных с этой темой.
Что такое блокчейн технология и как она работает? Не всем известно, что такое блокчейн, поскольку система только набирает обороты и некоторые люди уже зарабатывают с ее помощью. У новой технологии есть свои преимущества и недостатки, которые могут быть через время скорректированы. Что такое майнинг криптовалюты и каково его будущее? Заинтересовались криптовалютами? Тогда важно знать, что такое майнинг, как правильно добывать монеты и какое оборудование для этого необходимо. Новички должны ознакомиться со всей терминологией и разными нюансами, чтобы обезопасить себя от потери денег.

Источник: https://womanadvice.ru/komandnaya-ekonomika-plyusy-i-minusy-dannoy-formy-ekonomicheskoy-organizacii

Административно-командная экономика

Административно-командная экономика. Административно-командная экономическая система

Введение……………………………………………………………….….3

1.Сущность Административно-командной экономической системы……………………………………………………………………4

1.1 Начало формирования Административно-командной экономики…4

1.2 Теория плановой экономики…………………………………………7

1.3 Положительные и отрицательные стороны Административно- командной экономики……………………………………………………12

2.Сравнительная характеристика командной и рыночной систем экономики………………………………………………………………..18

2.1 Преимущества и недостатки рыночной экономики………………..18

2.2 Преимущества плановой экономики………………………………..20

2.3 Неэффективность идей плановой экономики в реальных условиях……………………………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………….25

Библиографический список……………………………………………26

Приложения……………………………………………………………….27

Введение

   Экономическая система – упорядоченная связь между товаропроизводителями материальных и нематериальных благ.

    В каждой экономической системе есть своя экономическая основа.

Собственность на ресурсы и результаты, есть свои организаторские отношения, свой способ регулирования хозяйственной деятельности людей, своя системе материального и морального поощрения людей, своя мотивация хозяйственной деятельности, свои законы и правила, свои традиции, опыты, обычаи. Классификация экономических систем в разных направлениях экономической мысли своя.  

   Особое место в классификации экономических систем занимает командно – административная экономика или тоталитарная система хозяйствования.

     При такой системе хозяйствования в сфере производства существовала общенародная форма собственности. В масштабах всего общества воспроизводилась цеховая организация, т.е.

все абсолютно решалось государством: устанавливались твердые объёмы производства, ассортимент товаров и услуг, устанавливались неизменные цены, устанавливались объемы реализации, устанавливалась твердая заработная плата. Такая система предусматривала удовлетворению минимальных потребностей людей.

В этой системе административный аппарат собирал в своих руках все функции работодателя. Данная система предполагала высокую степень монополизации в лице министерства ведомства. В этой системе слабо действовали экономические законы.

      В командной экономике доминирует государственная собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.

1. Сущность административно-командной экономической системы

     1.1 Начало формирования  Административно-командной экономики в СССР.

Процесс свертывания нэпа и формирование командно- административной системы.

Процесс свертывания нэпа начался постепенно. Экономическое развитие страны в 1924-1925 хозяйственном году еще не ощущало замедления темпов роста.

Но к середине 1920-х годов пропорции обмена между промышленным и сельскохозяйственным секторами экономики стали заметно нарушаться. Промышленность не поставляла в деревню нужного количества своей продукции.

Сельское хозяйство, в свою очередь, с перебоями снабжало города сырьем и продовольствием, а также сдавало недостаточное количество зерна на экспорт для закупок за границей необходимого промышленного оборудования.

Таким образом, осенний кризис хлебозаготовок, который произошел в 1925 году, был не случайным, а закономерным явлением. Крестьянство не стремилось расширять свое производство, так как промышленные товары становились дороже, и ощущался их дефицит.

        Во второй половине 1926 года перед правительством встал вопрос, в каком направлении будет развиваться экономика страны дальше.

Еще в конце 1925 года был созван XIV съезд РКП (б), где был утвержден «курс на индустриализацию».

В открытых выступлениях Сталин требовал того, что надо без колебаний демонтировать шатающийся механизм рыночной экономики, заменив его командными методами, которые полностью отвечают социалистическим идеалам.

 Итак, заготовительные кризисы 1926-1928 годов означали полное свертывание Нэпа, поскольку она вписывалась лишь в обстановку «гражданского мира». Командная же система могла существовать только в условиях чрезвычайного напряжения сил, путем устрашения, террора, всеобщего подчинения приказам, что противоречило сущности нэпа.

        Целенаправленное свертывание нэпа в стране шло по всем направлениям. Уже в 1927 году для промышленных предприятий стал устанавливаться государственный производственный план.

В конце 1929 года тресты потеряли хозяйственную самостоятельность и постепенно превратились в посредническое звено системы управления. Синдикатам, напротив, были переданы дополнительные функции в сфере планового регулирования деятельности предприятий.

Синдикаты уже больше не занимались оптовой торговлей, поскольку ее заменили централизованным распределением по фондам и нарядам.

 В начале 1930-х годов происходит почти полное вытеснение частного капитала из различных секторов экономики. На протяжении 1930-1932 годов фактически было покончено с рыночными методами и в кредитной системе. Кредит был заменен централизованным финансированием. Был запрещен коммерческий кредит между предприятиями, отменялось вексельное обращение.

  Государство пыталось удержать цены в оптовой и розничной торговле на стабильном уровне, но это привело к острому товарному дефициту, вследствие чего со второй половины 1928 года вводится карточная система распределения.

  Итак, начиная с 1929 года, в экономике утвердилась административная система управления, которая фактически вернула страну к политике «военного коммунизма», но уже в новых условиях.

Директивное плановое распределение ресурсов и продукции окончательно вытеснило рыночные отношения.

К концу первой пятилетки полностью сформировалось сверх централизованная экономика, которая с незначительными модификациями просуществовала в СССР до конца 1980-х годов.

    • Советская экономика в годы войны.

Первые полгода войны были самыми трудными для советской экономики. Промышленное производство сократилось более чем в два раза, прокат черных металлов – в три раза, цветных металлов – в 430 раз и т.д.

  В это тяжелое время достаточно оперативно и энергично проявила себя сверх централизованная директивная система управления. Под чрезвычайно жестким руководством Государственного комитета обороны, созданного 30 июня 1941 года, была проведена эвакуация заводов, фабрик и перевод гражданского сектора экономики на военные рельсы.

  В целом, несмотря на большое неравенство экономического потенциала СССР и Германии к началу войны, советская экономика в этот период оказалась более эффективной. За все военные годы в СССР было выпущено почти вдвое больше военной техники и вооружений.

Каждая тонна металла, цемента, угля, каждый киловатт электроэнергии, каждая единица оборудования использовались у нас лучше, чем в германской экономике.

В расчете на тысячу тонн выплавленной стали советская промышленность выпускала в пять раз больше танков и оружия, чем немецкая промышленность.

  Как и в годы первых пятилеток, основное внимание уделялось развитию тяжелого машиностроения, металлургии, топливно-энергетического комплекса.

За годы четвертой пятилетки (1946-1950) было восставлено и построено заново 6 тысяч крупных промышленных предприятий.

Легкая и пищевая промышленность финансировались, как и прежде, по остаточному принципу, и их продукция не удовлетворяла даже минимальные потребности населения.

    Послевоенный экономический рост в СССР имел несколько источников. Прежде всего, директивная экономика все еще сохраняла тот мобилизационный характер, который был присущ ей в годы первых пятилеток и в годы войны.

   Дальнейшее развитие экономики СССР упиралось в ее чрезмерную централизацию. Все экономические вопросы большие и малые, решались только в центре, а местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении любых дел.

Основные материальные и денежные ресурсы, необходимые для выполнения плановых заданий, распределялись через большое количество бюрократических инстанций.

Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность и неразбериха приводили к постоянным простоям на производстве, штурмовщине, огромным материальным издержкам, абсурдным транспортным перевозкам из края в край необъятной страны.

   Выросла целая армия специальных уполномоченных, или «толкачей», которые занимались добыванием сырья, дефицитных материалов, оборудования на заводах, в министерствах и ведомствах.

Все отчеты руководителей предприятий, министров, партийных организаций разных уровней обрастали приписками о выполнении и перевыполнении планов, поэтому официальные статистических данные следовало воспринимать очень осторожно из-за их явной недостоверности.          

1.2  Теория плановой экономики

      Административно-командная экономика – хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Методы и механизмы товарного производства и рыночной экономики не применяются или применяются в ограниченном, а иногда и в искажённом виде. Централизованная бюрократическая система управления использует в основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений

Цель существования плановой системы экономики.

Экономика любого государства, как и сам государственный аппарат, созданы с целью удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей лежит в основе любой экономической системы хозяйствования, но, в тоже время, каждая такая система предлагает свои специфические механизмы осуществления этого принципа, а так же имеет свою направленность – цель или целевую функцию.

Что касается плановой системы экономики, она провозглашает такую целевую функцию: экономика и производство, в частности, ориентированы на удовлетворение общественных и личных потребностей (классификация потребностей при в плановой экономике СССР представлена в Приложении Б). Производство в интересах повышения благосостояния и развития всего сообщества трудящихся и каждого его члена является основным провозглашаемым мотивом установления плановой системы ведения хозяйствования.

Роль государства в экономике планового типа.

Как известно, государство – это аппарат управления и координации общественно-политической и экономической жизни общества.

В интерпретации плановой экономики, государство приобретает ещё одну важнейшую функцию – оно становится экономическим центром и прямым управляющим звеном всей экономической системы.

Это выражается в охране социалистической (государственной) формы собственности, строжайших координации производства и контроле за потреблением.

Государство, представляющее сообщество трудящихся, становится субъектом общественной собственности, что и обеспечивает контроль и главенствующую роль государства во всех сферах деятельности и на всех её этапах. Хотя при этом государство и не отвечает по обязательствам других субъектов собственности, равно как и они не отвечают по обязательствам государства.

Планомерность как особенность командной экономики.

Руководящая роль государства в экономической деятельности всех субъектов собственности, так же как и сама господствующая форма собственности определяет наличие планомерности, как основного инструмента государства в управлении экономикой.

Планомерность – это согласованность, скоординированность экономических процессов, направленная на формирование пропорций общественного производства в связи с его целями. Фактически она выражалась в постановке планов, обязательных для выполнения, и не всегда отражающих реальные возможности и потребности. Она была одной из главных характерных особенностей командной экономической системы.

Сущность распределения в командной экономике.

Исходя из роли государства в сферах производства и потребления, а так же учитывая основную цель всей экономической системы, можно представить распределение в обществе следующим образом: совокупность всех произведенных товаров (общественный продукт) аккумулировался государством, оно в свою очередь, устанавливало доли различных сфер деятельности, отраслей, предприятий, социальных групп, трудовых коллективов, семей и их членов в потреблении, и только после этого товары поступали в продажу.

Таким образом, обеспечивался сравнительно однородный уровень потребления среди всех членов общества, при сравнительно однородном уровне доходов каждого. Так удовлетворяются потребности как производителей, так и потребителей.

Собственность и её роль в плановой экономической системе.

Собственность является первоосновой любой экономической системы. Различны лишь формы собственности – они и обуславливают отличия в экономических системах.

К примеру, для традиционной экономики характерна коллективная форма собственности, для рыночной – частная.

Для плановой экономической системы наиболее характерна государственная (общественная) форма собственности, являющаяся важнейшей опорой государственной власти. Структура собственности при плановой экономике показана в Приложении А.

Идея общенародного характера государственной собственности состояла в том, что каждый трудящийся должен был быть так же и собственником средств производства, то есть, хозяином своего рабочего места.

Для этого предполагалось включать каждого трудящегося посредством трудового коллектива в процесс управления производством.

На практике, трудящийся не имел полного права собственности: владеть, пользоваться, распоряжаться, – он мог только пользоваться государственными средствами производства, при чём только в рамках, установленных планом, или желанием его перевыполнить.

Социально-экономическая эффективность.

Источник: http://stud24.ru/economics/administrativnokomandnaya-jekonomika/488089-1894118-page1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.